Как я путешествовал по Дальнему Востоку и Сибири во время эпидемии коронавируса

Наверняка, прочитав заголовок, каждый второй читатель заинтересовался данным материалом и автоматически озлобился на автора. Мол, дома надо сидеть, нечего ездить по стране, когда страшный вирус гуляет. Полностью с вами соглашусь, но обстоятельства никак не позволяли отказаться от поездки, поэтому чему быть, того не миновать. Пусть это будет своеобразным репортажем с передовой, если хотите. Из Владивостока в Красноярск Никогда не видел столь пустой аэропорт Владивостока. Никаких очередей к стойке регистрации, пустые места в зале ожидания и некая заторможенность в работе сотрудников аэровокзала. Оно и понятно: бурные толпы иностранцев из Токио и Шанхая сменились редкими вахтовиками, направляющимися в Якутск и Абакан. Мой рейс S7 6209 Владивосток Кневичи VVO – Красноярск KJA. Самолет был заполнен примерно наполовину. При покупке билетов авиакомпании S7 каждого предупредили, что всех пассажиров рассадят отдельно друг от друга, то есть, если вы едете вместе, то не сможете рассчитывать на места, к примеру, 3А и 3B. Вам придется взять 3А и 3С. Ничего не вышло. Получилось, что 10-й и 11-й ряды оказались совершенно пустыми, а вот 12-й и 14-й были забиты полностью. При этом бортпроводники не разрешали людям пересесть на свободные места. Очень положительно отношусь к S7, но о какой социальной дистанции идет речь в данном случае? Непонятно. Кстати, в свежем бортовом журнале ни слова о коронавирусе. Здесь много о турбулентности. Спустя 5 часов я в Красноярске. Пассажиров встречают только таксисты и сотрудница Роспотребнадзора, которой потребовалось секунд 30, чтобы каким-то аппаратом проверить всю толпу прибывших из Владивостока. Вскоре она удалилась, и пассажиры тоже. В масках далеко не все, но это на совести самих прилетевших. Аэропорт Красноярска выглядит немного оживленнее, чем Кневичи, но уюта мало. Во Владивостоке явно комфортнее. Почему так хорош Красноярск? Суббота. Индекс самоизоляции в Красноярске – 3,0 балла. Людей действительно мало: то ли испугались дождя, то ли соблюдают предписание Роспотребнадзора. К слову, во Владивостоке показатель в это же время составлял 2,5 балла. Улицы пустые, широкие, без сопок и лишней рекламы. Красивая набережная, много парков. Отечественного авто заметно больше, но «японки» тоже есть. Заказал такси, приехал Игорь на Camry. Уже хорошо. Ценник тоже порадовал – 630 рублей. Проверил: за такое же расстояние во Владивостоке пришлось бы заплатить 775 рублей. Поездка была комфортной – на 5+. Очень много курьеров на велосипедах. Вот, к примеру, «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Зайти некуда: почти все закрыто. Небольшие памятники обтянуты лентой, парки на замке, зато можно почитать: газетный киоск открыт всегда. Навстречу несколько раз попадались сотрудники полиции, но прошли мимо. Они были без масок, кстати. Вот так выглядит троллейбус в Красноярске (ЗиУ-682Г-018). Любимый жителями транспорт. А чуть позади самый многочисленный автобус в городе (МАЗ-206.067). Проезд в нем будет стоить 26 рублей. Вот еще пара кадров из Красноярска. Набережная Красноярска Памятник А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой Железнодорожный вокзал Красноярска Тот самый Коммунальный мост с 10-рублевой банкноты Вид на Коммунальный мост с надземного перехода Коронавирус, РЖД и первый контакт с полицией Железнодорожный вокзал Красноярска оказался одним из самых красивых и самым безлюдным, среди тех, которые мне удалось посетить. Всюду тебе напоминают, что опасный вирус где-то рядом. Предстояли целые сутки в пути до следующей точки назначения – города Улан-Удэ. Скорый поезд № 100ЭА Москва – Владивосток, плацкартный вагон, нижняя полка и рядом группа иностранцев из Средней Азии. Немного отстраненных, немногословных и часто чихающих. Они сразу рассказали мне, что направляются в Приморье на заработки. Полная женщина средних лет несколько раз даже закатывала скандал, а потом жаловалась на иностранцев по телефону своему мужу. Все верхние полки пустые, заняты только нижние. Путешествовать в таких условиях очень комфортно, не учитывая мужиков-истеричек, которых я встретил немало на своем пути. «Ой, да тут страшно», «Ой, а вдруг нас посадят на карантин», «Ой, проводница, а протрите тщательно мне всю полку, поручни, стол и пол, я ведь боюсь». Начальник поезда дважды померил температуру. У меня 36,6. В вагоне удобно: в туалет можно ходить даже во время длительной стоянки, рядом розетки и входы на USB, работает кондиционер. РЖД приятно удивил. Внутри примерно такая атмосфера: Спокойно проехал Иркутскую область вдоль ночного Байкала, и вот совсем скоро Бурятия. Примерно за час до выхода из поезда в вагоне появились сотрудники транспортной полиции в «гражданке». Они искали только тех, кто выходит в Улан-Удэ, и напоминали гражданам о том, что по приезде необходимо обязательно самоизолироваться. У меня, к счастью, оказался билет, который подтвердил, что в Бурятии я ненадолго и совсем скоро поеду дальше. Уставшие полицейские посоветовали минимизировать контакты и последовали дальше. Это был первый и последний контакт с правоохранительными органами. Улан-Удэ Оказалось, что в соседних вагонах ехали китайцы. Их дотошно проверяли полицейские уже на перроне, все остальные двигались на выход. Понедельник. Погода отличная. Индекс самоизоляции в Улан-Удэ – 2,9 балла. Во Владивостоке в это же время – 2,6 балла. По-прежнему все закрыто, сотрудников полиции не видать. Иду к главной достопримечательности города – самой большой голове В. И. Ленина в мире. Обычно здесь много людей, особенно туристов, но не сейчас. Здесь уже заметно больше праворульных авто, навязчивой рекламы и кафе с однотипными названиями «Байкал», «Бууза», «Позная» и так далее. Кто не знает, что такое буузы – читайте здесь. Некоторые закрыты, некоторые работают навынос. Можно почитать свежую бурятскую прессу. Вот так выглядит не совсем классический газетный киоск в Улан-Удэ. Такси. Здесь вообще все хорошо – 100 рублей за 5–7 километров пути, во Владивостоке пришлось бы заплатить минимум 185 рублей. Слово «автобусы» в Бурятии не используют. Здесь принято говорить «микрики». Да и не нужны здесь большие автобусы, в городе ходят в основном небольшие «газели», Fiat Ducato, Huyundai County, Toyota Hiace и так далее. Местные очень любят трамваи, всего здесь четыре удобных маршрута в разные точки города. Осенью прошлого года Улан-Удэ стал первым городом России, где на рельсы встали новые низкопольные трамваи «львята». Мне удалось прокатиться на нем, билет – всего 15 рублей. Думаю, дальше можно обойтись без комментариев. Выезжаем из города и видим, что природа в Бурятии не такая, как в Приморье. Все немного иначе, хотя багульник – он и тут и там. В Бурятии его заметно больше. И мусора тоже. Вы только посмотрите на это свинство: Пора уезжать отсюда. Вот еще пара снимков из солнечной республики и в путь! Театр оперы и балета в Улан-Удэ Триумфальная арка «Царские ворота» в Улан-Удэ Главная пешеходная улица в Улан-Удэ Набережная Улан-Удэ Вот так местные граффитисты оформляют стены в столице Бурятии. На пути в Хабаровск И вновь скорый поезд № 100ЭА Москва – Владивосток. Только ехать теперь больше двух суток. По дороге во Владивосток пассажиры уже не так сильно тревожатся, как это было в прошлый раз. Одни выходят в Чите и чуть ли не сразу идут на работу, других на станциях встречают полицейские. Вот прямой выход в город в Чите: А вот мужчину уже встречают правоохранительные органы на небольшой станции Сковородино в Амурской области. Начальник поезда каждый день мерит температуру. У меня уже 36,2. У соседних пассажиров 35,8 и 35,9. «Дошираки» надоели, литры чая выпиты, все бока отлежаны, лясы наточены. За окном в Забайкалье местами еще даже нет зелени, но чем ближе к Хабаровскому краю, тем краше и дождливее. Хабаровск – город для людей? Вторник. Позади вокзал Хабаровска, впереди памятник Ерофею Павловичу Хабарову, вокруг много людей и полиции, но все они вроде соблюдают социальную дистанцию. Проверяем индекс самоизоляции: в Хабаровске – 1,5 балла, во Владивостоке точно так же. При этом набегает нехилая туча, но никого это не пугает. Дальше иду по Амурскому бульвару. Очень крутое место для прогулок. Приезжих из Владивостока особенно впечатляет ширина парковой зоны. Здесь и памятники, и металлические фигуры знаков зодиака, и современные арт-объекты, и, что самое главное, красивые зеленые насаждения. Трамвайные линии расположены максимально удобно, но старые вагоны выглядят удручающе – это модель РВЗ-6М2. Очень часто мелькает перед глазами. Куда реже в Хабаровске ездят вагоны посвежее, например модель 71-623. Автобусы в большинстве своем корейские, чаще представлены Daewoo. Впрочем, как и Владивосток, Хабаровск не обходится без китайских Yutong на газомоторном топливе. Ну раз уж в Улан-Удэ и в Красноярске мне попались на глаза газетные киоски, то Хабаровск не должен стать исключением. Киоск «Союзпечати» здесь выглядит вот так: Я добрался до Спортивного парка стадиона им. Ленина, но он оказался закрыт, а тут еще и дождь начался. Пришлось промокнуть, но тайком пробраться через ограждения. Уж больно хотелось увидеть Амур. Людей совсем нет, и после дождя дышится как-то по-другому. «Вот бы во Владивостоке такой парк появился», – подумал я. Может, переехать в Хабаровск? И вот, собственно, Амур. Бывал здесь несколько раз, но никогда не видел пляж пустынным. Немного прошелся по бульвару и заказал такси до железнодорожного вокзала. Почти 3 километра за 110 рублей – пойдет. Теперь пора домой – во Владивосток. Вот еще пара фотокарточек из Хабаровска. Музей истории ДВО в Хабаровске Парковые зоны на Амурском бульваре в Хабаровске Толпы гуляющих хабаровчан на Амурском бульваре Железнодорожный вокзал в Хабаровске Памятник Е. П. Хабарову Финишная прямая Совсем немного расскажу о своем пути во Владивосток из Хабаровска. В качестве эксперимента купил билет в сидячем вагоне известного многим поезда 351/352 Советская Гавань – Владивосток. То есть предстояло почти 15 часов ехать в одной позе. Периодически я гулял по вагону, выходил на станциях, кушал, последние часы дались максимально тяжело, но весело. Температуру продолжали регулярно мерить – у меня все те же 36,2. Вагон был дряхлый. Старый. Пассажиры постоянно менялись, не обошлось без буйных любителей спиртного, но полиция сработала оперативно и высадила нарушителей. Всю дорогу я видел перед собой такую картину. Что сказать? Зато можно тут же покушать, почти как в самолете. Некоторые стоянки длились по 20–30 минут, поэтому пассажиры постоянно то и дело закупались едой. На станции Вяземский продают рыбу, икру, пирожки и яйца. Рискнул – купил рыбу. Вкусная. Собственно, когда выходишь из поезда на родные улицы Владивостока, этих 15 часов в самой неудобной позе будто бы и не было. В городе у меня картина нерадостная: прибывших на вокзале никто не встречает и даже не проверяет температуру, выход в город напрямую через виадук. Хочется верить, что вся эта толпа пассажиров сразу же ушла на двухнедельную самоизоляцию. За все время своего небольшого путешествия я не увидел особой тревоги среди жителей разных городов. Мало кто воспринимает коронавирус как серьезную опасность. Почти все, с кем я познакомился в пути, признавались, что носят маску только для вида. Чтобы полиция не пристала, чтобы в магазин пропустили. Возможно, на улицах действительно стало меньше людей, но рост заболеваемости пока не останавливается. Многие из тех, кто сидит дома, делают это не для того, чтобы сберечь здоровье. Путешествия, празднования, встречи все равно не прекращаются и власти резонно продолжают пресекать всяческие вылазки в свет. Русского человека не остановят такие меры, поэтому многие уверены, что пора действовать решительно. Кто знает, может, и эти люди правы. Как отметил мой сосед в плацкартном вагоне: «быстрее бы все переболели, тогда и вакцину было бы проще найти».

Как я путешествовал по Дальнему Востоку и Сибири во время эпидемии коронавируса
© Primpress