Жил-был поп - Карельского епископа подвели деньги, джип и молодые священники
Популярный церковный публицист диакон Андрей Кураев (сам недавно отстранённый от служения) прокомментировал это решение коротко: «Невероятно!» Дело в том, что те самые «документально аргументированные обвинения» в отношении карельского Игнатия ходили по Сети как минимум с 2013 года, однако стабильно игнорировались высшим церковным начальством. И вот то ли чаша переполнилась, то ли возникла политическая потребность почистить аппарат от совсем уже одиозных персонажей. Недостоин! Епископа Игнатия в церковных кругах знают под прозвищем Анаксиос, которое он получил во время своего рукоположения в сан по итогам обучения в Санкт-Петербургской духовной академии, где стал причиной едва ли не первого в истории русской церкви публичного и массового протеста семинаристов. Епископ Игнатий (в миру – Алексей Тарасов) родился в 1976 году в Челябинской области. После школы поступил сначала в Тобольскую, а потом и Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В Северной столице молодой священник приглянулся руководителю семинарии и вскоре получил должность дежурного помощника проректора по воспитательной работе. Грубо говоря, комсорга, обязанного следить за настроениями и поведением товарищей по учёбе и сигнализировать начальству в случае каких-либо проблем. «Тех, кто был слабее, он унижал, на равных себе искал компромат, перед высшими пресмыкался. В чём бы ребята ни провинились – не были на молитвах, пропустили уроки, не пошли на службу, он всё записывал и требовал объяснительные. За то, чтоб не давать им ходу, вымогал деньги, спиртное, продукты. Если кого-то ловил на серьёзном прегрешении, шантажом заставлял «работать» для него, доносить о каждом слове, каждом проступке сокурсников», – цитировало агентство «Русская народная линия» его бывших соучеников. Более того, уже тогда появились и первые свидетельства того, что будущий епископ, похоже, и в Бога-то не верит. Якобы в частных беседах Тарасов не скрывал, что его интересует лишь высокая должность и, будь на дворе советское время, он пошёл бы учиться не в духовную семинарию, а в партийную школу. Результатом этого, судя по всему, и стал бунт семинаристов. В 2000 году в храме Санкт-Петербургской академии состоялось рукоположение (хиротония) Тарасова в священнический сан. В рамках обряда положено обращаться ко всем присутствующим в храме с вопросом «аксиос?» (с греческого – «достоин»), дабы узнать, достоин ли человек носить сан. По традиции в случае если хотя бы один человек отвечает «анаксиос» («недостоин»), то обряд прерывается и начинается расследование выдвинутого обвинения. Конечно, в абсолютном большинстве случаев всё проходит по накатанной, однако в этот раз набившиеся в храм семинаристы неожиданно дружным хором прокричали: «Анаксиос!!!» Однако, несмотря на столь явный демарш, тогдашний ректор Духовной академии епископ Тихвинский Константин (Горянов) распорядился довести церемонию до конца. Так будущий епископ получил и сан, и прозвище. Впрочем, на его дальнейшую карьеру это не повлияло. Денежное место В 2011 году Патриарх Кирилл затеял реформу органов церковного управления. Количество епархий в стране резко выросло, а вместе с ними прибавилось и число епископов. Объясняя необходимость реформы, высшее церковное начальство настаивало на том, что это, мол, позволит «приблизить» церковь к людям. Критики, в свою очередь, указывали на то, что резкий рост количества епископов неизбежно приведёт к кадровым ошибкам и попаданию на высшие должности людей недостойных. Но их голоса услышаны не были. Так, в 2013-м Игнатий (не исключено, что по рекомендации своего бывшего начальника архиепископа Константина, ставшего через некоторое время главой Карельской митрополии) был избран епископом Костомукшским и Кемским и уехал руководить новой территорией. Конечно, переезд в глубинку, пусть и с повышением в должности, можно воспринимать как своего рода ссылку. Если только не представлять те финансовые и организационные полномочия, которые давала новая должность. Так, в Костомукше работает один из крупнейших горнообогатительных комбинатов страны, ключевая точка могущества компании «Северсталь», бизнес-империи олигарха Алексея Мордашова. Прибыль, которую генерирует одно это предприятие, в иные годы превышала налоговые доходы всей Республики Карелия. Понятно, что городу с этого золотого потока тоже достаются определённые блага. Под управлением епископа Игнатия оказался и город Кемь, из которого на Соловки отправляются катера с паломниками и туристами. Свою роль сыграло и то, что на всей этой территории почти 45 лет не было ни единого действующего православного храма, а значит, глава епархии лично контролировал все финансовые потоки, направлявшиеся на восстановление духовной жизни на севере Карелии. Игнатий, управляя «Тойотой Ленд Крузер 200», которую купил незадолго до аварии за 4,3 млн рублей, вылетел в кювет. Находившаяся в автомобиле женщина получила серьёзные травмы позвоночника, а вот епископ с места ДТП скрылся. В полицию с повинной он явился спустя почти трое суток, пояснив, что, мол, был в стрессе и вообще «бес попутал» И епископ Игнатий развернулся. Вскоре оказавшийся под его властью приход одного из храмов написал слёзное обращение к руководству РПЦ с жалобой на многократно возросшие поборы: только один маленький Троицкий храм в городе Сегеже «обязали выплачивать 90 тыс. рублей ежемесячно, а также покупать товар со склада на сумму до 60 тыс. рублей». То есть с одной лишь церквушки – по 150 тыс. рублей в месяц! Однако священноначалие не отреагировало. Между тем до сих пор не очень понятно, куда отправлялись эти деньги. Ведь ключевые для епархии проекты вроде строительства одного из крупнейших на севере страны духовно-просветительского центра (трёхэтажный комплекс в Костомукше, на первом этаже которого, как говорят, расположены столь необходимые будущим священникам бассейн и сауна) так и не были доведены до завершения. Зато лично у Игнатия дела складывались очень неплохо. Жизнь удалась Впервые про его доходы вслух заговорили в апреле 2015 года. Тогда, навещая свою знакомую в мордовском Краснослободске, Игнатий, управляя «Тойотой Ленд Крузер 200», которую купил незадолго до аварии за 4,3 млн рублей, вылетел в кювет. Находившаяся в автомобиле женщина получила серьёзные травмы позвоночника, а вот епископ в полицию явился с повинной спустя почти трое суток, пояснив, что, мол, был в стрессе и вообще «бес попутал». Злые языки, впрочем, предположили, что эта пауза понадобилась Игнатию не для молитв о здоровье пострадавшей, а для гарантированного выветривания из организма следов алкоголя, к употреблению которого правящий костомукшский архиерей якобы питает немалую склонность. Интернет полон рассказов и о других, совсем уже странных для священника, особенностях поведения епископа Игнатия. Самым страшным обвинением звучат, конечно, утверждения о сексуальных наклонностях владыки – вроде как он разными путями добивался приезда к себе в епархию симпатичных молодых людей, которые планировали связать судьбу с церковным служением. А некоторых, особенно небрезгливых, даже рукополагал в священнический сан. Рассказы эти звучат тем достовернее, что сопровождаются не только бесконечными подробностями, но также откровенными фотографиями и скриншотами переписки, которая якобы велась Игнатием с его возлюбленными чадами. Сам Игнатий, разумеется, любые подобные намёки отрицает. Мол, все фото – это монтаж, а слухи – происки конкурентов, желающих припасть к финансовым потокам на православном севере. Хотя аргументы эти звучат несколько двусмысленно. В самом деле, ставить во главу угла деньги, делая их мерилом для оценки событий, «преемнику апостолов» как-то не очень подходит. Тем не менее о деньгах, судя по всему, поговорить ещё придётся. В прессу просочились слухи о якобы пропавших 100 млн рублей, предназначавшихся для строительства того самого так и не возведённого духовно-просветительского центра. Не этот ли вскрывшийся факт и вызвал возмущение в Патриархии, став решающим для карьеры Игнатия? Ведь, как известно, воровать у своих – последнее дело.