Куда катимся? Самокаты как новый вид городского транспорта 

Куда катимся? Самокаты как новый вид городского транспорта
Фото: Краснодарские известия
Куда катимся? Самокаты как новый вид городского транспорта Едешь или нет?
Казалось бы, чего уж проще-то? Вот самокат — становись и езжай! Не хочешь — добирайся в пункт назначения привычным способом. Так, собственно, произошло и со мной. Смотрела-смотрела из окна уныло стоящего в пробке автобуса, как мимо по тротуару лихо мчатся люди на самокатах, и подумала: «А почему я так не могу?» Попросила у коллеги по работе механический самокат и в одно прекрасное утро проложила свой собственный маршрут до работы: по тротуарам и аллеям, с двумя остановками на общественном транспорте, переездом через мост, несколькими незабываемыми «погружениями» в подземные переходы и упоительным драйвом по Красной до «Галереи Краснодар».
На ярмарку с ветерком
В Краснодаре, несмотря на кризис, определенный спрос на самокаты все же сохраняется, берут их люди разных возрастов — для поездок по городу, на работу, по делам, за продуктами. В основном предпочитают не слишком дорогие модели. Это подтвердили в нескольких фирмах города. Так, в одном из торгово-сервисных центров рассказали, что возрастным клиентам — дедушкам и бабушкам — по душе электросамокаты с корзинками и сиденьями, чтобы удобно было ездить на ярмарки и рынки.
Можно и в прокат
Если средства ограничены, а прокатиться хочется, можно взять самокат в прокат, благо, в городе набирает популярность кикшеринг — краткосрочная аренда самокатов. В Россию он пришел из-за океана пару лет назад.
Первоначально самокат позиционировался как транспорт последней мили. На тот случай, если человек оставил машину на парковке, а потом воспользовался самокатом с целью добраться до конечного пункта. В Америке, к примеру, компании работают по модели «свободной парковки»: люди оставляют самокаты в любом месте, и любой человек может их взять. У нас активно развивают и стационарную сеть.
В мае 2018 года открылись первые прокаты в Москве — один работал по принципу «свободной парковки», а второй разместил базовые станции по всему городу, — поясняет , директор по продвижению единой городской сети станций проката электросамокатов в Краснодаре «Прокат Самокат». — Есть у нас компании, которые пытаются построить городскую шеринговую сеть как альтернативу транспорту, а есть те, кто занял свою нишу в сфере развлечений — рядом с парками, игровыми зонами, набережными.
К примеру, в Сочи самокаты позиционируют как часть индустрии развлечений и прогулок по рекреационной зоне, той же Имеретинской набережной.
Живой бизнес
Алексей, ваша компания уже 1,5 года в Краснодаре, оборудованы стационарные пункты, за которыми следит оператор. Почему не выбрали модель «свободной парковки»? — На наш взгляд, для развития бизнеса полезнее именно сеть стационарных пунктов. «Свободная парковка» требует больших инвестиций и коммерчески не совсем выгодна для предпринимателей. У нас более живая модель, мне кажется. Люди четко знают, откуда стартуют и куда припаркуются в конце поездки. Кстати, к нам редко приходят по одному, как правило, сразу по несколько человек — семья с детьми либо парень с девушкой, — говорит мой собеседник.
Мало-помалу
Вернемся к основной теме нашей статьи — мчит ли город на самокатах или нет? Конечно, мчит! Все больше людей выбирают именно такое средство передвижения. Однако, по мнению специалистов, пока еще рано говорить о нем как массовом явлении.
В сознании людей еще нет четкого понимания, что самокаты могут быть альтернативным видом передвижения, большинство пока воспринимает их все-таки как развлечение. По нашей статистике, в городе всего 3% людей, использующих самокат для поездки на работу. Поэтому в Краснодаре мы пока не видим реальной альтернативы общественному транспорту, — отмечает Алексей Ковалев.
Зарядил и поехал
Молодой краснодарец уже второй год не расстается с электросамокатом. У него ходовая модель Xiaomi, которую получил в подарок полтора года назад. За все это время технических хлопот аппарат ему не доставлял.
Для себя определил три очевидных плюса электросамоката: экономичность, экологичность и быстрота передвижения.
На бензин тратиться не надо — зарядил и поехал. Если предполагаешь долго кататься, то зарядку можно взять с собой. При полной зарядке его хватает на 25 км. Может разгоняться до 20 км/час — для меня достаточно. В час пик я передвигаюсь однозначно быстрее автомобилей, а иногда обгонял даже велосипедистов. Бывает и комбинированное движение, когда пару остановок вместе с ним я проезжаю на автобусе, — поясняет Алексей Степанов.
Ложка дегтя
Восторги от самокатного драйва разделяют не все жители города. Многие краснодарцы недовольны беспардонным поведением людей на самокатах. «Чуть не сбили»; «Напугали и даже не извинились»; «Выскочили внезапно на переходе, едва не спровоцировав аварию»; «Мешают машинам парковаться и отъезжать от парковок» — это выдержки из чатов. Не реагируют на замечания и пролетают мимо райдеры еще и потому, что в ушах у них наглухо забиты наушники. А этот гаджет частенько приводит к плачевным последствиям разных участников дорожного движения — притупляет внимание и не дает человеку адекватно оценивать окружающую обстановку.
Лично меня напрягает виляющая, непредсказуемая манера езды по тротуарам. Не знаешь, чего ожидать в следующую минуту: то ли он притормозит, то ли подрежет тебя, то ли выжмет скорость и полетит вперед. Мне как пешеходу очень некомфортно. Хотелось бы, чтобы владельцев электросамокатов объединяли какие-то общие правила езды, — поделилась с «КИ» студент-волонтер Алина.
На сегодняшний день, согласно Правилам дорожного движения, самокат в отличие от велосипеда не является транспортным средством. Однако этот способ передвижения сейчас чрезвычайно популярен, а некоторые электросамокаты способны развивать довольно большую скорость, что может представлять реальную угрозу для пешеходов. По действующим правилам, самокатом, расценивается как пешеход. Если произойдут законодательные изменения и высокоскоростные электросамокаты отнесут к транспортным средствам, тогда будет организовано и соответствующее регулирование в данной сфере, а управляющие ими лица будут считаться участниками или виновниками ДТП как на проезжей части, так и на тротуаре, — прокомментировал начальник пресс-службы по Краснодару .
Между тем в апреле этого года представило поправки к Правилам дорожного движения, согласно которым владельцев набирающих популярность видов транспортных средств, в их числе и самокаты, предлагают выделить в отдельную категорию участников дорожного движения и ввести новый термин «Средства индивидуальной мобильности». Для них продуманы правила передвижения по городу. Однако пока это всего лишь законодательная инициатива, которая должна пройти одобрение правительства страны.
К нам в управление обратились организаторы шеринга самокатов, чтобы выяснить, как на законных основаниях разместить в городе сеть точек проката. Мы подробно проконсультировали их, затем оказали помощь в согласовании мест, где возможно разместить стационарные пункты проката. Регулярно взаимодействуем с ними и сейчас, особенно по проблемным вопросам. К примеру, объясняли, как функционировать во время ограничительных мер, как проводить дезинфекцию, — сообщил , главный специалист управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Краснодара.
Доводы в пользу самоката:
Польза для здоровья: эффективно избавляет от лишнего веса, хорошо растягивает и укрепляет большинство групп мышц. Универсальность: подходит для любого возраста, роста и веса. Приемлемая стоимость и легкое и недорогое обслуживание. Простота: интуитивно легкое управление. Маневренность: можно спокойно двигаться по тротуарам, легко объезжать любое препятствие. Безопасность: с самоката очень сложно упасть, даже на большой скорости возможно быстро притормозить, не повредившись.
О чем не стоит забывать:
Есть вероятность приехать на работу взмыленным, особенно в жару. Во время пути лучше быть внимательным и не зевать. Если решили скоротать путь на общественном транспорте, постарайтесь не стать причиной «затора» в салоне и недовольства пассажиров.
Итоги моей первой поездки:
1. Дрожащие с непривычки руки и ноги.
2. Всплеск творческой энергии от прогулки на свежем воздухе.
3. Сократившееся время пути до работы.
В тему
Опытные люди выбирают самокаты с хорошими амортизаторами, ручным тормозом, легкие, но выносливые. Ходовые модели электросамокатов обойдутся в 20-25 тыс. руб., механические дешевле. На тяжеловесы, уже сходные с мопедами, или же аппараты, нашпигованные всякими модными штуками, соответственно, придется раскошелиться: их стоимость может доходить и до 100 тыс. руб.
Мы поддерживаем все виды альтернативного передвижения по городу, более того, стремимся создавать для этого комфортные условия. Экологичные средства передвижения, безусловно, снижают нагрузку на улично-дорожную сеть. Можно какую-то часть пути преодолеть на самокате, потом сложить его и проехать несколько остановок на общественном транспорте, а затем снова продолжить движение на самокате. Однако любой человек, управляющий самокатом или велосипедом, должен четко знать Правила дорожного движения и не нарушать их, — отметил Владимир Анфиногенов, заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства.
Видео дня. В России испытывают первый отечественный электромобиль
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео