Есть глаза, уши и мозг. Как умные светофоры из Нальчика ведут борьбу с дорожными пробками 

Есть глаза, уши и мозг. Как умные светофоры из Нальчика ведут борьбу с дорожными пробками
Фото: Мир24
Пробки на дорогах стали уже привычным делом не только в крупных мегаполисах, но и небольших городах с населением 350-400 тысяч человек. Но решать эту проблему в России можно весьма эффективно. За дело теперь берутся умные светофоры. Специалисты говорят, время ожидания водителем зеленого сигнала при использовании светофора с собственным интеллектом сокращается в полтора, а то и два раза. Но это всего лишь одно из его преимуществ.
«Ты едешь, тебе в глаза светит солнце. Ты можешь, например, плохо различать старый светофор на лампах. А когда висит плоский, красивый, хорошо светящийся светофор, как плоский телевизор, плоский монитор — гораздо комфортнее воспринимать информацию с него», — рассказывает конструктор умных светофоров Азамат Байказиев.
Обыкновенный светофор работает по стандартной программе: 30 секунд — на красный, 40 — на зеленый. Так может продолжаться месяцами, пока его не перепрограммируют на другой режим. Выбор программы зависит от человека. В случае с умным светофором все происходит совершенно иначе.
«Умный светофор оснащен датчиком движения, это такое его простое название, — объясняет Азамат Байказиев. — Он будет считать количество машин, проезжающих через этот светофор. И работа алгоритмов этой умной системы, она может корректировать время горения красного сигнала, чтобы разгрузить, например, одно направление, и другое направление получит больше времени, окна».
То есть умный светофор адаптируется к текущей ситуации и даже может «советоваться» с другими светофорами по поводу обстановки на дороге. Получается, у него есть глаза, уши и мозг, рассказывает заместитель генерального директора завода по производству умных светофоров Эдуард Кушхов.
«Разработчики — наши ребята с Нальчика, с республики. Инженера наши, конструкторы наши. То есть все находится здесь у нас на месте. Любое техническое решение, которое на сегодняшний день требует рынок, мы спокойно реализуем у себя, на своих производственных мощностях», — говорит он.
Завод «Телемеханика» работает в отрасли радиоэлектронного машиностроения почти 60 лет. Продукция многопрофильная. Последние 18 лет в составе занимается разработкой и производством автоматических систем регулировки и безопасности дорожного движения. Продукцию поставляют во все регионы России и стран Содружества.
«Более 30 объектов в республике Крым. Это и Севастополь, и Симферополь, и другие города, — перечисляет Эдуард Кушхов. — Идут переговоры, пилотные проекты ставятся. Мы являемся, собственно, разработчиками программного обеспечения для контроллеров дорожных, также полностью локализовано изготовление светофоров — как транспортных, так и пешеходных».
Магомед Аккизов — главный конструктор автоматизированных систем управления дорожным движением. Говорит, современный, умный светофор — устройство сложное. Над его разработкой Магомед трудился не один год. Мозг светофора — контроллер. В нем — целый компьютер.
«Отличается тем, что, когда мы первую свою машину делали, по неопытности не предусмотрели систему защиты от грозовых разрядов. Теперь все исправили. Ведь когда гроза идет, она все микросхемы выбивает, как мощный разряд идет. В первую очередь такая защита необходима в средней полосе России — там очень часто идут грозы», — объясняет конструктор.
Контроллер Аккизова сам предсказывает дорожную обстановку на 15-20 минут вперед и сам выбирает приоритетное направление машин. По сути, он способен буквально «рассосать» транспортную пробку.
«Очень надежная машина. Контроллеров в России выпускают очень много. Но у всех был один недостаток: контроль целостности цепей управления. Наш автоматически перепрограммирует любой субблок, в общем, очень простое обслуживание. Задал программу и, можно сказать, работает вечно», — говорит Магомед.
Система дорожного освещения на солнечных батареях — тоже ноу-хау и разработка «Телемеханики». Аналогов подобного оборудования в России пока нет. Такая система весьма удобна в местах, где нет возможности подвести электропитание: например, высоко в горах, безлюдной или лесной зоне. Она реагирует на свет, то есть сама понимает, сейчас рассвет или закат. Поэтому автоматически меняет интенсивность освещения.
«В новых системах освещения организован подогрев аккумуляторного блока, — рассказывает инженер Юлия Деревянкина. — И без вмешательства человека данная система может эксплуатироваться до пяти лет. Она интеллектуально рассчитывает заряд, который у нее находится. Тратит часть заряда на собственный подогрев, часть заряда на освещение, регулирует освещенность в течение светового дня и в зависимости от интенсивности движения».
Сейчас новая система дорожного освещения актуальна на рынке, так как не нуждается в обслуживании в принципе. Кстати, солнечные батареи питают не только осветительное оборудование, но и контроллеры, и сами светофоры, и даже кнопки вызова пешехода. Все материалы, которые используют для изготовления новых светофоров — биоразлагаемые. Даже пластик, из которого изготовлен корпус, — экологичный. Не пахуч, не загорится даже в случае короткого замыкания.
«Система освещения с ультрафиолетовой защитой, — добавляет главный инженер инструментального производства . — Когда светофор у нас находится под солнечным воздействием, влаги, ветра, ну всех окружающих сред, он более защищенный в данном случае. Не разлагается так быстро — соответственно, поддерживает высокие температуры»
Первые светофоры на светодиодах появились еще в конце 90-х годов прошлого века. Но были они очень дорогие: порядка десяти тысяч долларов за единицу. На тот момент подобного производства в России еще не было. И уже в 2002 году «Телемеханика» вышла на рынок с собственными разработками светодиодных светофоров в замену ламповых.
Платы для умных светофоров собирает робот. Еще несколько лет назад их собирали вручную. Молодым специалистам на «Телемеханике» всегда рады и готовы трудоустроить. Им доверяют самые ответственные участки работы. Выпускники Кабардино-Балкарского госуниверситета обеспечивают надежность микросхем в современных светофорах и отслеживают качество продукции на каждом этапе сборки. Использование новейшей роботизированной техники позволило заводу «Телемеханика» поднять производительность труда в разы, говорит начальник сборочного цеха .
«Но это не говорит [о том], что мы высвободили людей. Мы, конечно, людей перераспределили на другие операции. Новейшее оборудование нам позволило выйти на современный уровень производства приборостроительной продукции, и сегодня без современных технологий невозможно быть конкурентоспособным на рынке приборостроения», — сказал он.
Останавливаться на достигнутом сотрудники «Телемеханики» не собираются. Конструирование новых моделей для Азамата Байказиева — уже гораздо больше, чем обычная трудовая обязанность. И это счастье, когда работа становится по-настоящему увлекательным творчеством, делится молодой конструктор.
«Например, сконструировал светофор, ты проезжаешь, а он висит там. Влияет на жизнь людей в городе, движение в городе. Это мотивирует наблюдать плоды своей деятельности. Сейчас я занимаюсь разработкой конструктива максимально бюджетного светофора. Бюджетность заключается в использовании более технологичных материалов с точки утилизации», — рассказывает Азамат.
Конструкторы и инженеры завода «Телемеханика» уверены, что система умных светофоров будет постоянно совершенствоваться. А их развитие, скорее всего, будет определять искусственный интеллект. Ведь развитие технологий неизбежно. Но пока, на сегодня, умный — самый современный тип светофора
Фото: Дмитрий Демьяненко
Видео дня. Эксперты назвали причину возгорания машин зимой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео