“Самарский характер”: подвиги работников Куйбышевского ТТУ в годы ВОВ
Сейчас Самара претендует на получение звания "Город трудовой доблести". Параллельно голосованию по поправкам в Конституцию жители региона могут отдать голос и за воплощение данной инициативы в жизнь. О трудовых подвигах на эвакуированных предприятиях известно многим, однако не только они помогали фронту в тылу. Представители музея городского наземного электрического транспорта рассказали корреспондентам sova.info о том, как в Куйбышеве появился первый троллейбус и как работники ТТУ трудились на нужды фронта. В военные годы на улицах города обычной картиной был деревянный, порой с фанерой вместо стёкол, троллейбус, макет которого хранится в музее городского наземного электрического транспорта. Первый вышел из депо 6 ноября 1942 года. Маршрут проходил от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до площади Революции. Контактную сеть проложили в рекордные сроки - за 4 месяца. Рабочий день водителя длился 14 часов. Первых водителей готовили московские инструкторы, прибывшие вместе с эвакуированными троллейбусами. Мужчины были на войне, поэтому за руль сели женщины, лучшие водители трамваев. В первый рейс отправилась Галина Филатова. Именно так в городе появилась новая профессия, у которой до сих пор женское лицо. - Среди этих водителей была Нина Пахомова, - рассказывает заведующая музеем истории городского наземного электрического транспорта Алевтина Новикова. - И вот Зиновий Ильич Мовшев как раз выбрал её в супруги, создалась семья и потом двое их детей тоже работали в троллейбусном депо. В военные годы в запасной столице развивалась трамвайная сеть. Для перевозки рабочих из старого центра в новый промышленный район на Безымянку пошли трамваи № 3 и 8, открылось второе депо - "Кировское". Строились грузовые ветки, которые заменили автотранспорт. По ним труженики ТТУ доставляли снаряды и заводское оборудование. Санитарные вагоны, в свою очередь, доставляли раненых с Железнодорожного вокзала до эвакогоспиталя. А на базе вагоноремонтных мастерских был организован военный цех по изготовлению противотанковых снарядов и боеголовок для миномётов, ласково прозванных потом “Катюшами”. При плане в 10000 снарядов в месяц трамвайщики выдавали и по 11, и по 12 тысяч. - Такая нагрузка пришлась на Куйбышев в годы войны. Я не могу сказать, какой ещё город бы вынес эту нагрузку. Именно мне кажется, что это именно самарский характер. Дисциплинированные люди, патриотично настроенные, - рассказывает Алевтина Новикова. Когда залпы "Катюши" отсалютовали о победе, спеццех ТТУ был расформирован, а из 160 ушедших на фронт сотрудников не вернулось 48 человек. В музее им посвятили целый стенд. Фото: ТТУ