Войти в почту

Наследие прошлого века: новая жизнь старых тракторов

Фермерское хозяйство в России требует большого количества крупных уборочных машин. На данный момент используются преимущественно модели советской проектировки, многие из которых производятся и в нынешнее время. Начиная с 60-ых годов прошлого века, в производство было запущено более 70 новых моделей тракторов. Это были надежные машины, которые немедленно стали использоваться повсеместно. Крупнейшие заводы тех лет – Алтайский, Челябинский, Чебоксарский, Владимирский, Липецкий, Волгоградский, Кировский, Онежский, - берут свое начало с 30-ых годов. В военное время им пришлось перестраиваться для проектировки танков и гусеничных машин, а после вновь возрождать тракторное строительство. Они обеспечивали огромную страну большим количеством машин, способных, следуя аграрной политике тех лет, поддерживать урезанное сельское хозяйство. Именно там ковались такие флагманские модели серий «Т», «МТЗ», «ЮМЗ», «ДТ» которые на последующие полвека определили лицо сельского хозяйства. Многие машины были спроектированы с оглядкой на зарубежные аналоги или являлись усовершенствованными образцами старых прототипов. Ближе к 90-ым годам многие заводы резко начали сокращать объемы производства. В начале нулевых – некоторые из них обанкротились и были закрыты (Волгоградский, Алтайский), другие получили новые специализации производства или были превращены в конгломераты с посторонними предприятиями. Однако наследие производства советских лет занимает обширную площадку в фермерской жизни даже сейчас. Вплоть до 2014 года количество фермерских хозяйств уменьшалось, но в 2015 году был зафиксирован их рост. Аграрии возвращаются в заброшенные совхозы, чтобы построить новый бизнес. Люди увидели потенциал в сельском хозяйстве, и они готовы прикладывать усилия для его возрождения. На данный момент по оценкам специалистов процент техники старых моделей в тракторных парках составляет около сорока трех пунктов. Именно эти машины выполняют большую часть работы на фермерских хозяйствах: вспашка и обработка почвы, сенозаготовка, перевозка грузов. Остальные машины – это импортные тракторы или ныне популярные мини-тракторы. Фермеры предпочитают российские модели, пользующиеся популярностью на протяжении многих лет. При ведении сельскохозяйственных работ определяющими факторами становятся надежность и простота в обращении с техникой. Именно этим знамениты советские модели, которые даже спустя полвека после поступления на конвейер, не теряют своих рабочих черт. Различные фермерские форумы пестрят вопросами и обсуждениями о возможностях починки и ухода за старой техникой. Так, например, чаще всего интересуются особенностями устройства модели «Т-25А». Этот трактор получил прозвище «Владимирец» по месту своего производства и является одной из самых популярных моделей. Легендарный трактор производился с 1966 года, и после получения нескольких модификаций, выпускается до сих пор. О его пригодности в условиях современного фермерства можно судить по восторженным отзывам пользователей, которые уверены, что не существует лучшей машины для подсобного хозяйства. В настоящее время, среди машин старого производства, наибольшей популярностью пользуются модели «Т-25», «Т-30», «Т-40». Также актуальны модели «МТЗ» с порядковыми номерами 52, 80 и 82. Большое пространство на рынке тракторов занимает «К-700» - «Кировец» и его модификации. Также в хозяйствах присутствует множество машин линейки «ДТ». Российский фермер предпочитает качество и дешевизну. Этим параметрам отвечает советская техника, занимающая обширное место в общей картине тракторного парка. Огромное количество старых машин, произведенных в советское время и новых, созданных по старым лекалам, отнюдь не пылятся в амбарах и гаражных парках, - они находятся в работе и действуют до тех пор, пока окончательно не выйдут из строя, что при умелом уходе почти невозможно. Тенденция последних лет позволяет судить о том, что тяжелые тракторы вытесняются с рынка продажи более компактными аналогами, - мини-тракторами, среди которых немало российских образцов. Например, мини-тракторы серий «Файтер» и «Скаут», которые пользуются неизменной популярностью из-за своей дешевизны и практичности. Крупнейшие российские концерны – «Ростсельмаш», «Тракторные заводы» обеспечивают поступление на рынок новых моделей тракторов и их производство. Во многом они пользуются наследием советской эпохи. Россия занимает далеко не последнее место в мире по производству качественных и современных машин именно благодаря усилиям этих международных компаний. Тем не менее, зарубежные модели тракторов также занимают свою нишу в фермерских хозяйствах. Они стоят дороже, но часто встречается мнение о том, что их цена отвечает качеству. (Автор: Евгений Банцеров).

Наследие прошлого века: новая жизнь старых тракторов
© АГРОXXI