"Женщина за рулем" в искусстве и в жизни

Автомобиль появился в 1886 году и с тех пор интерес к этому величайшему изобретению человечества не пропал. Конечно, внимание к ноу-хау проявили сразу же и люди искусства. Первым художником, кто изобразил девушку за рулем автомобиля, была Тамара Лемпицка. Она написала свой автопортрет "Девушка в зеленом Бугатти". Критики отмечали стиль Тамары Лемпицкой — прохладный и чувственный арт-деко. Её мастерство называли четким, точным, элегантным, как дорогой автомобиль. Фото: peoples.ru В конце 30-тых многие русские художники начинают изображать девушек за рулем. В эти годы можно было увидеть на полотнах женщин-водителей тяжелых многотонных грузовиков. Фото: peoples.ru Москва была особенной, в 1930-х активно шло строительство, делалось всё ради прогресса, люди жили под влиянием идеи "светлого будущего ". Именно такой период в развитии столицы отразил Пименов в своей работе "Новая Москва". Над полотном художник трудился в летний период 1937 года. Картина привлекла много внимания, это был совершенно новый мир и уклад жизни. К 1937 году в творчестве Пименова заметен особый стиль, на него влиял импрессионизм и другие художественные направления. В работах появилось больше лирических нот, за основу художник брал быструю смену красок современности, городскую жизнь женщин. Он старался писать обычное, передавая через свои работы глубокий смысл. Фото: artnow.ru Картина должна была стать частью выставки, которая открылась позже заявленного, к 18 марта. Тема — город, его стремительное развитие, именно это и показал художник. На полотне "Новая Москва" можно увидеть молодую девушку, она едет за рулем автомобиля, известная улица столицы показана в летнее время. Открытый верх машины позволяет разглядеть легкое платье, и саму девушку. Также представлена Москва, ее буйный расцвет и застройка. На то время дама за рулем вовсе не была привычным, художник показал бунтарство, в 1930-х это стало вызовом, и отразило новую жизнь. Молодая женщина находится за рулем Газ-А, это первый советский автомобиль легкой категории, а местом путешествия выбрана сторона Манежной площади. Именно с этого места столицы начали реконструкцию в 1935 году. Изменения были масштабными: здания перестроили, улицы сделали шире. Художник создал далекую от стандарта композицию, при этом зрители восприняли картину положительно. Новаторская работа носит следы импрессионизма, поскольку написана картина с помощью характерных для стиля мазков. Композиция также особенна, воссоздан кадр из жизни города. Зрители могут видеть изображение со спины девушки, словно сидят позади нее. Особенные штрихи масляными красками позволили добиться эффекта движения. Можно понять широту пространства, и даже, кажется, увидеть сам воздух. Во всем видна надежда на великое будущее. Современная девушка-москвичка; образованная, обеспеченная, успешная, технологически продвинутая, независимая — во всем этом зрителю необходимо было предполагать высочайший показатель жизни, индустриализацию, равенство полов и иные "великие достижения" советского правительства. Модернизм романтичного облика, воссозданного Пименовым, присутствует и в остальных работах 1930-х годов, например, в теме " девушка за штурвалом внедорожника ". Такой облик ознаменовал инновацию, процветание, прогресс. Вместе с тем, налицо было и социально-экономическое неравенство. Одни девушки "катают" самосвал, другие – личный автомобиль. Немного другой подтекст вкладывает кинорежиссёр Константин Юдин в облик "девушки за штурвалом" в его знаменитом кинофильме "Сердца четырех " (1941). Фото: teleguide.info Здесь Галина Мурашова (актриса Валентина Серова) владеет навыками управления машиной и порождает этим у всех восхитительное изумление, впрочем, она подвергается насмешке за слабоватые навыки вождения: девочка избирает не тот овраг через пруд и машина буксует, далее за штурвал усаживается офицер – и спасает положение. Знаковый смысл облика девушки за штурвалом автотранспортного средства, с одной стороны, акцентировал глобализацию и технологический прогресс, повышение личностного показателя, а с иной – обозначал искусственность ее важности. Девушка вторична в мире водителей — она допускает конфузы, оплошности. На агитационных панно сталинского времени и в позднесоветской телерекламе машин на экспорт появляется элегантно - лиричный облик девушки - водителя. Здесь можно толковать о раздвоенности архетипа "девушки за штурвалом ": во-первых, трудящаяся на предприятии, в колхозном хозяйстве, на фронте и в тылу, демонстрирующая мощь, мастерство, ловкость, во-вторых, облик поэтичный, грациозный, но в то же время, в чем-то чуждый, смешной … Фото: goodfon.ru В постсоветский этап среди шоферов легкового автотранспорта возникло больше девушек, чем прежде, но при этом шаблон о несовместимости девушки и автомобиля даже обострился в массмедиа и повседневном восприятии. Самоактуализация девушки как автомобилистки продолжает меняться и отвоевывать новые ниши в обыдённой жизни и социальном подсознании. На дорогах все чаще и чаще видно именно женщину за рулем. Мода на личное авто не ушла. Девушки и в этом смысле не собираются уступать мужчинам.

"Женщина за рулем" в искусстве и в жизни
© Ревизор.ru