Войти в почту

Перспективы электромобильных войн США и остального мира

Ни для кого уже не секрет, что темпы развития электрического машиностроения в мире набирают всё большие и большие обороты. И весьма интересным стал факт, что у Tesla появился достаточно серьёзный конкурент. Нет, это конечно же не «Автоваз» и не российский стартап или даже госкорпорация. Это китайцы. А именно компания Xpeng Motors, основанная в 2014 году. К настоящему времени общий объем инвестиций, привлеченных этой компанией составляет примерно 2,2 миллиарда долларов США. Для понимания, это сумма, как минимум вдвое превышающая капитализацию всего «Автоваза». Среди основных инвесторов выступают Hillhouse Capital Sequoia, Capital China, Aspex, Coatue, IDG Capital, Foxconn, Alibaba и даже Xiaomi, которые, в частности, вложили 400 миллионов долларов в рамках дальнейшей совместной разработки технологий управления электрокаром посредством смартфона. В случае дальнейшего размещения на бирже NASDAQ по примеру своих китайских коллег Li Auto и Nio, объем привлеченных инвестиций может быть увеличен еще вдвое. Фактически, все предпосылки к этому есть, и китайская компания настолько рьяными темпами набирает обороты, что наверняка старина Маск немного занервничал. Между прочим, это не первый повод, когда китайцы заставили Tesla напрячься. Дело в том, что в марте 2019 года, одного из бывших сотрудников Tesla по имени Цао Гуанчжи, обвинили в нарушении интеллектуальной собственности в автопилоте исходного кода. Предположительно он, прежде чем покинуть Tesla, сделал несанкционированные копии данного кода, а после признался, что загружал исходный код Теслы в свою учетную запись iCloud перед тем как перейти на новую работу в Xpeng Motors, однако обвинения в краже интеллектуальной собственности отрицает. Давайте немного рассмотрим историю модельного ряда китайской компании. Xpeng представила свою первую серийную модель, внедорожник Xpeng G3 , в декабре 2018 года, на выставке в Лас-Вегасе. В апреле Xpeng начала поставки своей второй модели – спортивного седана P7, дебютировавшего на Шанхайском автосалоне в апреле 2019 года. Стоимость новинки составляет около 35 000 долларов, треть от стоимости конкурента Tesla Model S и примерно 80% от цены меньшей по размеру Tesla Model 3. В мае Xpeng получила долгожданную лицензию на выпуск продукции на своем только что построенном заводе в городе Чжаоцин. До сих пор компания производила свою первую модель – электрический кроссовер G3 – на мощностях Haima Automobile, подразделении госкомпании FAW Group. К июлю этого года совокупный объем продаж компании превысил 20 000 электромобилей. Весьма неплохо для стартапа. Пытались найти себя китайцы и в Америке. Дочерняя компания Xpeng в США XMotors.ai получила разрешение на тестирование автомобилей с самостоятельным вождением, разработанное Калифорнийским департаментом автомобильной промышленности с сентября 2018 года. Разрешение было аннулировано в феврале 2020 года из-за того, что Xpeng не представил отчет о разъединении. Вполне вероятно, что это связано с поддержкой правительством США «отечественного производителя» Tesla. Объективно, с учётом того, какими темпами взлетают акции компании Маска и что рыночная капитализация Teslaпока примерно в 6 раз больше, чем у китайского конкурента, господину Илону бояться нечего. Он всегда делал своё дело так, чтобы быть номером один, не обращая внимания на конкурентов. Чего не скажешь о нашем доблестном автопроме… Насколько нужно быть забюрократизированными и архаичными, чтобы напрочь отметать идеи развития рынка электромобилей? Неужели действительно «сверху» запрещают развивать это направление, дабы избежать уменьшения прибыли нефтеперерабатывающих компаний? На самом деле, ведь, понятно уже, что технологии дошли до того, чтобы делать качественные электромобили по конкурентным ценам. Продажи идут вверх и перспективные и развивающиеся страны, которые думают о будущих поколениях и сохранении экологии, семимильными шагами идут в сторону электрификации автомобилей и избавления от бензиновых двигателей, захламляющих атмосферу. Это очевидный факт, с которым просто нужно смириться и принять его. Как приняли отказ многих электростанций от угля. Это прошлый век, в котором мы упорно пытаемся идти вперед. Вот, например, история про наши потуги в этом направлении. Встречайте, Lada Ellada. Ellada в кузове Lada Kalina стала первым серийным электромобилем российского производства. На одной зарядке он мог проезжать 150 километров. В 2013 году АвтоВАЗ изготовил партию из 100 машин по заказу администрации Ставропольского края, но из-за дефицита бюджета была оплачена малая часть электромобилей. Позже АвтоВАЗ пытался распродать «Эллады» по цене ниже миллиона, а теперь предлагает 42 электромобиля единым лотом за 26 с лишним миллионов рублей. За этот год покупателей нашли только 6 электрических «Лад» с пробегом. Провальный опыт, после которого не решили сделать что-то новое, достойное, лучшее, а просто сдались. Вообще, это весьма логично, когда правительство практически никак не поддерживает это направление В Минфине, например, позиция против предоставления предприятиям, производящим электротранспорт, налоговых льгот. Сообщается, что в бюджете на 2019–2021 годы уже заложены средства на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности: 4,6 млрд — на нынешний и 3 млрд рублей — на 2021-й. Однако сколько из этих смешных цифр пойдет на развитие именно электрического автомобилестроения – очень большой вопрос. В министерстве также против предоставления бесплатного проезда электрических машин по платным трассам — это приведет к снижению доходов «Автодора» и потребует финансирования из бюджета. Неужели они реально считают, что если 0,1% от всего рынка российских автомобилей (а именно столько, к сожалению, сейчас составляет доля электрокаров) проедет по их драгоценным дорогам бесплатно, то такой гигант, как «Автодор» будет нуждаться в финансовой помощи?... Как сообщают «Известия», в Минтрансе не поддерживают допуск электромобилей к движению по выделенным полосам. В то же время там добавили, что местные власти могут по своему усмотрению разрешить движение таких машин по выделенкам, установив соответствующие дорожные знаки. Бесплатные парковки для электрокаров пока, к сожалению, есть только в Москве. И, объективно, это, пожалуй, единственный город в России, где имеет хоть какой-то смысл приобретать экологичный вид транспорта. Вполне вероятно, что когда первые ракеты компании SpaceX высадятся на Марсе для начала колонизации, в России уже введут преференции для владельцев электромобилей и, возможно, даже наладят собственное, качественное производство. Нам остается лишь верить в светлое будущее!

Перспективы электромобильных войн США и остального мира
© Русская Планета