Агрегаторы такси могут привлечь к солидарной ответственности за ущерб пассажиру
Как навести порядок на рынке таксомоторных перевозок и сделать поездки безопасными? Возможно ли убрать из отрасли нелегалов? Ответы на эти вопросы искали эксперты, парламентарии и чиновники в ходе «круглого стола» в Ростове-на-Дону 27 июля, который был посвящён перспективному регулированию деятельности такси в России. Отрасль ждёт свой закон В последние годы рынок перевозок пассажиров и багажа легковыми такси значительно вырос. Так, в 2018 году его объём в России составил 671 миллиард рублей. В прошлом году численность работников в этой сфере превышала полмиллиона. Граждане активно пользуются такси, что подтверждается статистикой. Так, в городах с населением менее 50 тысяч, почти 46 процентов жителей пользуются именно частным извозом, если возникают проблемы с общественным транспортом. Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред конституционного комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова, в последние годы эта сфера подверглась существенной цифровой трансформации. Активное развитие получили службы заказа легкового такси, так называемые агрегаторы таксомоторных перевозок. По оценкам экспертов, они контролируют более 60 процентов рынка. Вместе с тем наряду с позитивными рынок характеризуется и негативными факторами. Это увеличение аварийности с участием автомобилей такси, отсутствие должного контроля за перевозчиками, рост нелегального рынка перевозок, уход от налогообложения и ряд других. Сфера такси серьёзно пострадала в период эпидемии коронавируса в связи с падением спроса, в некоторых городах он опускался на 70 процентов. «Очевидно, что дальнейшее эффективное развитие этой отрасли возможно только при наличии современного, адекватного сегодняшнему дню законодательного регулирования, — полагает сенатор. — Его целями должны стать повышение безопасности перевозок, расширение применения цифровых технологий, стимулирование предпринимательской активности». Ирина Рукавишникова напомнила, что с 2015 года предпринимаются попытки актуализации законодательного регулирования данной сферы, в Государственной Думе обсуждаются различные законодательные инициативы. Так, ещё в прошлом году сенаторы Андрей Турчак и Людмила Бокова (сейчас — замминистра цифрового развития) при широкой поддержке депутатов — причём из разных комитетов и фракций — предложили законопроект с работающим механизмом по регулированию рынка такси. Он в полной мере учитывает и реалии рынка, и способность разных его субъектов нести ответственность и, что немаловажно, использование для контроля за рынком современных цифровых платформ. Что даст новый закон? Проект, разработанный сенаторами, направлен на максимальную защиту пассажиров при пользовании услугами такси: в частности, появится солидарная ответственность конкретного водителя, с которым произошёл инцидент, и агрегатора. Например, если таксист оказался неспособен полностью возместить причинённый ущерб, остальная сумма взыскивается с оператора сервиса. Также будет введена материальная ответственность для агрегаторов, которой сегодня нет, отмечает Рукавишникова. По её мнению, это будет самым эффективным средством профилактики как аварий с участием такси, так и конфликтов с пассажирами: агрегаторы будут отвечать за передачу заказов случайным лицам, не имеющим разрешений на данный вид деятельности. Подчёркивается, что водитель легкового такси должен иметь общий стаж не менее трёх лет, а также пройти экзамен на знание города, в котором собирается работать. Кроме того, у водителя не должно быть непогашенной или неснятой судимости по тяжким статьям, а также в течение предшествующих шести месяцев он не должен быть лишён права управления автомобилем. Важным пунктом законопроекта является запрет на работу в такси лиц, не имеющих российских водительских удостоверений. Это не значит, что иностранцы вообще не смогут работать в такси, просто им предложат подтвердить свою квалификацию в российских государственных органах. Кроме того, в перечень лиц, имеющих право работать в такси, будут включены самозанятые граждане. «Это позволит «обелить» рынок с точки зрения налогов и сборов, да и пенсионных накоплений самих водителей, убеждена сенатор Ирина Рукавишникова. — Самозанятые должны стать полноправными участниками экономики». Цифровой контроль Как отметила в ходе «круглого стола» Людмила Бокова, по мнению Министерства связи РФ, при обсуждении разных моделей регулирования такси прежде всего необходимо учитывать высокий уровень цифровизации транспортной отрасли в России. И сенаторский проект этому требованию вполне соответствует. Также благодаря ему появляется цифровой мониторинг и контроль принципиально иного уровня, обеспечивающий баланс интересов всех заинтересованных сторон. Например, предусматривается внедрение процедур медицинского осмотра водителей-самозанятых в удобной для них форме с онлайн подтверждением факта его прохождения. А обязательная установка тахографов в автомобили такси обеспечит цифровой контроль усталости водителей, также с помощью электронных технологий будут проверять операторов сервисов такси в том числе по вопросам прохождения машинами техосмотра.