"Не всем удастся пережить кризис" — эксперты прогнозируют спад на рынке шин
Предложение продукции в мире может упасть на 45-50 млн штук в этом году Мировой экономике причинен значительный ущерб из-за пандемии коронавируса. Пострадали многие отрасли, в том числе и шинная промышленность. Более 120 шинных заводов по всему миру приостанавливали производство: Continental, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, Cooper Tire, Hankook, Nokian Tyres и другие. В этом году предложение шин в мире упадет на 45—50 млн штук, подсчитал "Нижнекамскнефтехим" — ведущий производитель синтетических каучуков и поставщик шинников. Столь серьезное сокращение выпуска шин повлечет снижение спроса и на каучук, о чем мы писали в обзоре по данном рынку. Для поддержки отечественных производителей синтетических каучуков вице-премьер России Юрий Борисов уже поручил проработать возможность закупки СК в Росрезерв. Подробнее о ситуации в шинной индустрии и последствиях для смежных отраслей — в материале "Реального времени". Российские шинники и автопром в условиях спада В первом полугодии 2020 г. в России выпустили 24,4 млн шин, что на 16,5% меньше, чем годом ранее. Наибольший спад объемов производства пришелся на апрель-май из-за ограничений по коронавирусу. В мае вся автомобильная промышленность продемонстрировала максимальное снижение промышленного производства в стране, сообщил Росстат. Выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов упал на 42,2% к маю 2019 года. Причинами в ведомстве назвали приостановку работы предприятий в пик эпидемии, отсутствие импортных комплектующих и сокращение спроса. — Ограничения на работу предприятий и организаций в ряде отраслей и сегментов экономики, а также другие меры, введенные для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, продолжили влиять на экономическую активность в стране, — пояснили в Федеральной службе государственной статистики. По оценке Минпромторга РФ, производство автомобилей в 2020 году может снизиться на 30%. Спад автопрома повлек за собой снижение производства в шинной индустрии, неразрывно связанной с автомобилестроением. Как и другие предприятия, шинные заводы приостанавливали работу в пик пандемии, что существенно снизило объемы выпуска продукции. В январе — мае 2020 года, по данным официальной статистики, в России выпустили 19,9 млн шин, или на 18% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Только в мае объемы выпуска шин в стране оказались на 40% ниже к уровню мая 2019 года. В мае объемы выпуска шин в стране оказались на 40% ниже к уровню мая 2019 года. Фото: portalvoronezh.ru В Ассоциации производителей шин обратили внимание, что пандемия ударила по российским шинникам в период активных продаж — "летний" сезон, когда идет смена шин на летние. В итоге сезон фактически потерян, организации оптовой и розничной сети не создали финансовой "подушки" на межсезонье. Скорее всего, в "зимний" сезон продаж шин участники рынка столкнутся со снижением покупательной способности потребителей. Не исключена и вторая волна эпидемии. "Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, но, по нашим предварительным оценкам, падение рынка шин к концу года может составить не менее 24%", — заявила "Реальному времени" исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Спад производства шин в России начался еще в 2019 году после пятилетнего роста отрасли. В 2014 году отечественные шинники произвели 52,4 млн штук шин, в 2015-м — 57,6 млн, в 2016-м — 60,1 млн, в 2017-м — 65,1 млн, в 2018-м — 67,5 млн. Но уже в 2019 выпуск шин сократился на 10%, до 60,5 млн ед. (в мире производится более 1 млрд шин в год). При этом доля импорта, по данным Федеральной таможенной службы, напротив, возросла на 7,5%, до 34,4 млн ед. или $2 млрд в денежном выражении. Это не считая тех шин, что завезли в нашу страну с новыми автомобилями, прицепами, велосипедами и любыми другими механизмами на колесах, в комплекте которых есть еще и запасные. Доля импорта легковых машин в России, по данным ФТС, в прошлом году тоже выросла на 3,2%, до 302,5 тыс., доля импорта грузовых — увеличилась на 13,7%, до 29,9 тыс. Таким образом, в нашу страну дополнительно ввезли еще 1,66 млн штук шин (4 колеса на машине + 1 запасное): легковых — 1,51 млн, грузовых — 149,5 тыс. На российском рынке шин долю около 40% занимают отечественные компании, остальные заводы выпускают продукцию под иностранными брендами. Среди ведущих предприятий с производствами в нашей стране финский концерн Nokian Tyres (Всеволожск, 17 млн шин), ПАО "Нижнекамскшина" (Нижнекамск, 10 млн шин), итальянский холдинг Pirelli — заводы в Кирове (6 млн шин) и Воронеже (СП с ГК "Ростех", 4 млн шин), немецкий концерн Continental (Калуга, 4 млн шин), российский холдинг Cordiant (заводы в Ярославле (3 млн шин) и Омске (1 млн шин)), французский холдинг Michelin (пос. Давыдово Московская область, 2 млн шин), японский концерн Yokohama (Грязинский район Липецкая область, 1,6 млн шин), еще одна японская компания Bridgestone (Ульяновск, 1 млн шин) и другие. В России также широко представлена продукция американской Goodyear, хотя производственных площадок у компании здесь нет — только представительство и склад в Москве, а шины для российского рынка выпускаются в Польше и Словакии. На российском рынке шин долю около 40% занимают отечественные компании, остальные заводы выпускают продукцию под иностранными брендами. Фото: radius-tires.ru Отгрузки по скорректированным планам Работающие в России шинники постепенно вернулись к работе после временного закрытия заводов. Однако падение спроса на шины, затоваривание дистрибьютеров и розницы оказало влияние на производственные планы. В марте совместное предприятие Pirelli и "Ростеха", Воронежский шинный завод, приостанавливал производство до конца месяца. Закрытые границы и простои европейских автопроизводителей в пик эпидемии вынудили воронежских шинников скорректировать производственную программу. В тот же период Pirelli приостанавливала работу шинного завода в Кирове, но уже перезапустила производство. Вынужденную производственную паузу брали и другие предприятия: — Наш завод закрывался, но с 13 апреля возобновил работу, так как, согласно постановлению правительства Калужской области №271 от 6 апреля 2020 года, на ООО "Континентал Калуга" не распространяется Указ президента №239 от 2 апреля 2020 года, — сообщила "Реальному времени" менеджер по коммуникациям компании Анна Дундукина. — Завод в Ульяновске ООО "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ" возобновил производство 17 июня 2020 года. Производство было временно приостановлено в период с 14 мая по 17 июня 2020-го в связи с необходимостью оптимизировать баланс спроса и предложения. При этом большинство офисных работников завода в Ульяновске и все сотрудники Московского офиса продолжают работать удаленно в целях обеспечения их безопасности и минимизации рисков для здоровья. Мы тщательно отслеживаем ситуацию и предпринимаем необходимые шаги по мере ее развития. Компания Bridgestone делает все возможное для обеспечения достаточных запасов продукции на складах для удовлетворения требований клиентов. Отгрузки по России, СНГ, а также в Европу производятся в соответствии со скорректированными планами, — рассказала менеджер по связям с общественностью ООО "Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ" Людмила Харчева. В марте совместное предприятие Pirelli и "Ростеха", Воронежский шинный завод, приостанавливал производство до конца месяца. Фото: gorcom36.ru По словам собеседницы издания, в компании продолжают "тщательно анализировать рынок на ежедневной основе". При необходимости предпринимают дополнительные меры с целью оптимизации складских запасов и деятельности для обеспечения максимально возможной доступности продукции. — Согласно данным, которыми мы располагаем, внутренний рынок шин за 4 месяца текущего года сузился на 7%, в том числе рынок легковых шин просел сразу на 15%. Оно и не удивительно. В период самоизоляции использование личного автотранспорта уменьшилось. Доходы населения тоже сократились, а вместе с ними и спрос. Шинное производство упало в стране на 12%. Опять спад зарегистрирован в самом крупном сегменте шин для легковых авто на 19%. Остальные сегменты показали рост: выпуск шин для легких грузовиков вырос на 26%, грузовых шин — на 17%, сельхозшин — на 9%, индустриальных шин — на 39%, — обрисовал ситуацию начальник отдела мониторинга и анализа продаж Управления продаж ПАО "Нижнекамскнефтехим" Ильдар Мартышев. Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Калачев считает, что шинную отрасль вполне можно отнести к числу пострадавших от пандемии коронавируса. Спрос на шины зависит от продаж новых автомобилей, которые падали на 70—80% в разных странах в отдельные месяцы, в зависимости от введенных ограничений. Эксперт отметил, что не стала исключением и Россия, где в апреле зафиксировали рекордное падение продаж новых легковых и коммерческих автомобилей — на 72,4%. — В сопоставимых масштабах на 79,2% в годовом выражении снизился в апреле выпуск в РФ легковых автомобилей. С падением выпуска, естественно, снизился и спрос на шины. Но в еще большей степени рынок шин зависит от величины автопарка и интенсивности автомобильного движения. Ведь шины время от времени надо менять на новые, что и создает основную часть спроса. Причем спад продаж новых автомобилей — это в основном отложенный спрос. Но, находясь в режиме самоизоляции и цифровых пропусков, люди ездили гораздо меньше, снизился трафик, за время простоя машин износа шин не происходит, это не отложенный, а потерянный спрос, — подчеркнул Алексей Калачев. В апреле в России зафиксировали рекордное падение продаж новых легковых и коммерческих автомобилей — на 72,4%. Фото 32cars.ru В результате простоя шинников пострадали и предприятия торговли. Эксперты считают, что рынок реализации шин ждет укрупнение игроков. — Понятно, что в режиме самоизоляции во всем мире уменьшилось использование автомобилей и их пробегов. Шины не истирались. Соответственно, никто не торопился их менять. И если с первичным рынком все достаточно сложно, то восстановление вторичного рынка должно произойти. Возможно даже, что эффект отложенного спроса приведет к скачку спроса на розничном рынке. Проблема в том, что у шинных дилеров за рубежом скопился большой объем нереализованных шин. И до тех пор, пока они не распродадут эти сверхнормативные запасы, ожидать восстановления спроса на новые шины не приходится, — отметил начальник отдела мониторинга и анализа продаж Управления продаж ПАО "Нижнекамскнефтехим" Ильдар Мартышев. — Наибольшие опасения сейчас вызывает финансовая устойчивость товаропроводящей сети шин, в первую очередь представителей розничной торговли. Высока вероятность того, что не всем удастся пережить этот экономический кризис, — считает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Усугубляющим фактором, по ее словам, может стать запланированное на этот год введение обязательной маркировки шин средствами идентификации. Однако в Минпромторге РФ заявили, что готовы обсудить с шинниками вопрос переноса этого требования на более поздний срок. Шинники подсчитывают убытки В первом квартале 2020 года, с началом пандемии коронавируса, практически все ведущие шинные компании в мире снизили выручку. Некоторые производители ушли в убыток. Продажи американской Cooper упали на 14,1% до $532 млн, чистый убыток составил $12 млн. Для сравнения, в январе — марте 2019 года компания вышла с чистой прибылью в $7 млн. В пик эпидемии Cooper останавливала производство на заводах в США, Китае Сербии, Британии и Мексике. В руководстве компании считают, что полностью оценить последствия смогут по итогам второго квартала, который стал самым сложным. Большие потери понесла Goodyear, чистые убытки за первые три месяца 2020 года составили $619 млн. Продажи снизились на 18%, до 31,3 млн шин. В сегменте первичной комплектации продажи упали на 21%, на рынке замены — на 16%. Компания сокращает операционные и капитальные затраты, расходы на маркетинг и рекламу, закрыла свой старейший шинный завод в Гадсдене, штат Алабама (США). Большие потери понесла Goodyear, чистые убытки за первые три месяца 2020 года составили $619 млн Фото: news.drom.ru Еще одна шинная компания в Штатах, Titan International, по итогам первых трех месяцев 2020 года показала убыток в $25,5 млн. Продажи производителя упали на $68,9 млн — до $341,5 млн. Общий объем поставок шин на американский рынок в 2020 году упадет до самого низкого уровня за десятилетия — 273,6 млн штук (-18% к 2019 году), считают в Ассоциации производителей шин США (USTMA). По прогнозу ассоциации, в сегменте первичной комплектации поставки легковых шин снизятся на 24,3%, до 35 млн ед.; легкогрузовых — на 18,4%, до 4,8 млн ед.; грузовых — на 30,7%, до 4,5 млн ед. На рынке замены предложение легковых шин упадет на 17,2%, до 184,4 млн ед.; легкогрузовых — на 16%, до 27,3 млн ед.; грузовых — на 7,3%, до 17,6 млн ед. Убытки китайской шинной компании Doublestar за первый квартал 2020 года составили $8,2 млн, годом ранее за тот же период была прибыль в $2,1 млн. Выручка упала на 28%, до $112 млн. Ситуация в целом на китайском шинном рынке была напряженная. Сократился экспорт шин из Поднебесной — на 11,3%, до 102 млн ед. за январь — март (данные Главного таможенного управления КНР). В денежном выражении экспорт упал на 13,2%, до $3 млрд. Существенно снизила оборот итальянская Pirelli. Объемы продаж компании в первом квартале, по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, упали на 20% и составили чуть более 1 млрд. Чистая прибыль сократилась до 38,5 млн (101,4 млн годом ранее). Реализация шин Pirelli снизилась как на вторичном рынке легковых шин (-19,3%) по причине ограниченной мобильности населения в разных странах, так и в секторе первичной комплектации (-22,7%) — в результате спада производства автомобилей. Нового ухудшения показателей в компании ожидают по итогам текущего квартала, поскольку спрос на мировом рынке шин, по прогнозам, сократится на 40%. Ухудшение финансовых показателей зафиксировала и немецкая Continental. Продажи в первом квартале упали на 10,9%, до 9,8 млрд, скорректированная прибыль EBIT — с 884 млн до 432 млн, а рентабельность по этому показателю — с 8,1 до 4,4%. В середине марта компания останавливала работу более 40% своих 249 предприятий в разных странах мира. "Подобная ситуация была новой для всех игроков отрасли", — заметил генеральный директор Continental Эльмар Дегенхарт. Продажи Continental в первом квартале упали на 10,9%, до 9,8 млрд, скорректированная прибыль EBIT — с 884 млн до 432 млн. Фото: Continental Операционная прибыль Bridgestone в январе — марте сократилась почти вдвое — на 48,8%, до 42,8 млрд иен ($400 млн), выручка упала на 11,3%, до 752 млрд иен ($7 млрд). В первом квартале года японская корпорация останавливала производство на заводах в Европе и США. Продажи Bridgestone упали во всех регионах, наиболее ощутимо — на 25%, до 90 млрд иен — в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще один японский производитель шин Yokohama Rubber также снизил показатели. Операционная прибыль компании в первом квартале упала на 90,4%, до 1,2 млрд иен (10,2 млн). Продажи сократились на 13,6%, до 129,1 млрд иен. Убытки составили 258 млн иен, при этом годом ранее корпорация закрыла период с прибылью — 9,1 млрд иен. Скорректированная операционная прибыль Nokian в январе — марте упала на 71%, до 16,3 млн, продажи — на 17,8%, до 279,8. В России и Азии реализация шин финского концерна снизилась на 39,1%, до 56,5 млн. Наиболее ощутимо — на 24,7% — просел рынок шин для легковых автомобилей и внедорожников, при этом 85% шин этой категории произвели в России. Причины спада — меры по уменьшению высоких остатков на складах дистрибьюторов в России, снижение экономической активности на фоне COVID-19 и мягкая зима. Как и у всех шинников, финансовые показатели Hankook резко снизились из-за падения спроса во время пандемии, спада в мировой экономике, уменьшения потребительской активности и остановки производства на заводах компании. Выручка в первом квартале упала на 20%, до $1,202 млрд, а операционная прибыль — на 29%, до $88,6 млн. Еще больших убытков шинники ожидают по итогам второго квартала 2020 года. В Goodyear подсчитали, что продажи шин в апреле — июне упадут примерно на 50% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, до 25 млн штук. Схожие прогнозы дают Continental A.G. и Pirelli & Co. S.p.A., заявившие, что поставки шин потребительского класса в Европе и Америке во втором квартале могут упасть на 30—40%. — По нашему мнению, в последние годы мир не сталкивался с подобными угрозами. Если, к примеру, сравнивать с кризисом 2008—2009 года, то тот кризис был финансовым. Его можно было "потушить" денежной массой, что и было сделано. Но в этот раз мы имеем дело с кризисом, затронувшим реальный сектор экономики во всем мире. Правительства разных стран пытаются идти по тому же пути, что и раньше, руководствуясь известной поговоркой "Если проблему можно решить с помощью денег, то это не проблема". Но вливание денег в экономику послужит лишь временным успокоением на рынках ценных бумаг. В текущей ситуации это мало поможет. Необходимо время, чтобы разбалансированный рыночный механизм вернулся в прежний режим работы, — считает начальник отдела мониторинга и анализа продаж Управления продаж ПАО "Нижнекамскнефтехим" Ильдар Мартышев. "Пока рано говорить, что производство возобновляется" После нескольких недель простоя, а где-то и месяца, производители шин начали возвращаться к работе. Пока не на всех заводах и с ограниченными загрузками. Первыми заработали шинные предприятия Китая, где уже пережили пандемию. В конце апреля — начале мая постепенно перезапускают производство шинники Америки и Европы. В мае Cooper открыла заводы в США и Сербии, где они простаивали пять недель. Позднее, в середине июня, возобновили работу промышленные комплексы компании в Британии и Мексике. Первыми заработали шинные предприятия Китая, где уже пережили пандемию. Фото: news.drom.ru Continental Tire в начала мая запустила шинный завод в Маунт-Верноне, штат Иллинойс (США), позднее заработали и другие площадки производителя. Pirelli первыми перезапустила завод легковых шин в штате Джорджия (США), а также в Сеттимо-Торинезе и Боллате (Италия), затем открыла промышленные площадки компании в Великобритании. Компания Kumho в Америке открыла завод по производству шин потребительского класса. Bridgestone Americas возобновила производство на двух заводах грузовых шин в штате Теннесси, а до конца месяца открыла и остальные предприятия в Северной Америке. С конца апреля Yokohama открыла завод грузовых шин в Уэст-Пойнте (Миссисипи, США), позднее запустила завод легковых шин компании в Салеме (Вирджиния, США). Через месяц после остановки производств в Венгрии и Индии Apollo Vredestein начала выпуск шин в ограниченных объемах. Еще одна площадка в Нидерландах все это время выпускала сельскохозяйственные шины. В начале мая финская Nokian после месяца простоя запустила производство на своем заводе в Дейтоне (Теннесси, США). Завод не работал с 27 марта. В конце апреля Hankook открыла завод в Теннеси (США) после трехнедельной остановки. Все это время американские склады компании продолжали работать. Спустя месяц простоя возобновил работу завод Giti в Южной Каролине (США). К концу мая японская Bridgestone открыла свои шинные заводы в Америке, Канаде, Бразилии, Коста-Рике, Мексике и Аргентине. Michelin в течение мая — июня открыла заводы в Мексике, Канаде и США. — Пока рано говорить о том, что производство возобновляется. Если из 30 заводов запускается пять, и те работают на 20% мощности, это почти ничего не дает. Конечно, НКНХ пристально следит за ситуацией и находится в постоянном контакте со своими покупателями. Однако на сегодня даже у них нет определенности в том, какой объем сырья им понадобится в следующем месяце или квартале. Их планирование сейчас идет буквально по дням. Поэтому возобновление поставок за один день не произойдет. Этот процесс растянется на период, в течение которого будет происходить восстановление их собственных рынков сбыта, — отметил Ильдар Мартышев. К концу мая японская Bridgestone открыла свои шинные заводы в Америке, Канаде, Бразилии, Коста-Рике, Мексике и Аргентине. Фото: 4tochki.ru По его словам, большинство заводов за рубежом еще не возобновили производство. Исключение — китайские производители, но у них возникли проблемы со спросом. Китайская шинная промышленность заточена на большие объемы экспорта, а доля экспорта в КНР сократилась. Китайские производители шин оказались почти полностью отрезаны от США — крупного рынка для шинников из Поднебесной. Заводы, что возобновили производство, работают на очень низких нагрузках (20—30%). Не исключено, что из-за второй волны COVID-19 будут новые остановы. "Предложение шин в мире упадет на 45—50 млн штук" В результате снижения спроса на шины пострадали и смежные отрасли. К примеру, производители синтетических каучуков, для которых шинные компании являются основными потребителями, были вынуждены снизить загрузку и сдвинуть сроки капремонтов. Поставщик шинников, ведущий производитель каучуков "Нижнекамскнефтехим" в своем отчете за первый квартал 2020 года (отчет за второй квартал предприятие пока не опубликовало) охарактеризовал ситуацию в реальном секторе мировой экономики как крайне неопределенную. Логистические цепочки нарушены, многие предприятия автопрома и шинной отрасли временно останавливали производство по всему миру в связи с падением спроса. Производитель указал, что в период со второй половины марта и до первой недели мая 2020 года простаивали более 120 шинных заводов разных компаний: Continental, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, Cooper Tire, Hankook, Nokian Tyres и другие. В апреле индийские власти вводили локдаун на 21 день, под который попали и местные шинники. — В связи с вышеизложенным сильно пострадал спрос на синтетический каучук. По нашим оценкам, только с учетом объявленных остановов шинных заводов, предложение шинной продукции упадет в мире в этом году на 45—50 млн штук. Это приведет к сокращению глобального спроса на синтетический каучук в 2020 году — как минимум на 2%. Пока ситуация лишена какой-либо определенности, но, предположительно, наибольший спад в продажах СК будет во втором квартале 2020 года — это период, на который приходится наибольшее число производственных остановов в мировой шинной и автомобильной отраслях, — говорится в отчете НКНХ. Несмотря на ухудшившуюся конъюнктуру рынка, крупные мировые производители шин сохранили договоренности по закупке каучука. Как уже сообщало "Реальное время" в другом аналитическом обзоре, "Нижнекамскнефтехим" благодаря высокому качеству своей продукции сумел продлить годовые контракты с основным потребителями. Компания приняла все возможные меры для адаптации к новым условиям. В частности, передвинула на более ранний срок капитальные ремонты заводов по выпуску синтетического каучука, чтобы максимально сократить предложение СК в период низкого спроса. "Нижнекамскнефтехим" принял все возможные меры для адаптации к новым условиям. Фото: ПАО "Нижнекамскнефтехим" Производители каучуков получат господдержку? Последствия сокращения выпуска шин для производителей каучуков и предприятий смежных отраслей будут достаточно серьезными, предупреждают эксперты. На "Нижнекамскнефтехиме" в настоящее время оценивают спад на мировом рынке синтетического каучука на уровне не менее 2-2,5%, или примерно 300—400 тыс. тонн СК. При этом в НКНХ подчеркнули, что ситуация затронет не только производителей СК, серьезный спад ждет производителей технического углерода, искусственных волокон, химических добавок, используемых в шинах. Кроме того, отчетливо прослеживается спад на мировом рынке натурального каучука (НК), где цены упали до уровня $1000—1100 за тонну. Общую для российской нефтехимической отрасли проблему, связанную с экспортом продукции, президенту России Владимиру Путину озвучил президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, для производителей каучуков и пластиков необходимо создать равные конкурентные условия с зарубежными компаниями, импортирующими свою продукцию в Россию. — Наша нефтепереработка, нефтехимия работают, но продвижение нашей продукции на экспорт затруднено, потому что наш рынок открыт, а западные партнеры, к сожалению, вводят пошлины, ограничительные меры. Мы обращаемся к правительству России, чтобы какие-то меры поддержки нам также были оказаны, — озвучил актуальную для отрасли проблему президент Татарстана. В текущих условиях российским производителям полимеров приходится платить дважды: налоги в России и ввозную таможенную пошлину в стране экспорта. Иностранные же конкуренты и у себя на родине пользуются льготами и поддержкой государства, и на российский рынок попадают беспрепятственно, отчего теряет бюджет РФ. Выслушав Рустама Минниханова, Владимир Путин сделал для себя пометку и попросил доложить о ситуации подробнее, чтобы изучить вопрос для принятия мер на уровне правительства. Владимир Путин попросил доложить о ситуации подробнее, чтобы изучить вопрос для принятия мер на уровне правительства. Фото: kremlin.ru В начале июня другую меру поддержки предприятий нефтехимии предложил вице-премьер России Юрий Борисов. По его словам, необходимо разработать действенный механизм обновления продукции Росрезерва, так как в период кризиса он оказался неэффективен — нужной номенклатуры в нем не было. По мнению Борисова, Росрезерв можно использовать как демпфирующий механизм в условиях кризисной ситуации, временно выкупая у компаний их продукцию при снижении спроса на нее. В качестве примера он привел предложение нефтехимиков властям выкупить у них на 2 года синтетический каучук для производства шин, спрос на которые сейчас упал. По истечении двух лет компании готовы выкупить свою продукцию на 5—6% дороже. — Наши нефтехимики поставляют около 80% искусственного каучука в интересах западных производителей шин. А там сегодня спрос упал, сырье это стратегическое, и оно у нас есть в номенклатуре Росрезерва, — докладывал Юрий Борисов президенту России о проблемах производителей в отсутствие спроса. — Это, несомненно, хорошая инициатива, которая может реально помочь производителям СК. Тем более что закупаемая Росрезервом в рамках его деятельности продукция должна своевременно обновляться. Это, как говорится, "win-win situation". Если эта инициатива будет воплощена, то это будет действенный пример помощи со стороны государства, — считает начальник отдела мониторинга и анализа продаж Управления продаж ПАО "Нижнекамскнефтехим" Ильдар Мартышев. Замглавы правительства РФ поручил продумать закупки синтетического каучука в Росрезерв. В Минэнерго идею поддержали и обещали проработать механизм. Но российские производители нуждаются в комплексной поддержке. В условиях жесткой конкуренции наш автопром закупает шины у иностранных производителей, а не у отечественных компаний. Переломить ситуацию помогли бы принятые правительством меры, стимулирующие автомобилестроителей закупать собственную шинную продукцию. Это касается не только выпуска машин, но и прицепов, велосипедов и любой другой техники на колесах. Если авто- и другие производители будут закупать российские шины, а шинники, в свою очередь, — отечественный синтетический каучук, возможно, отрасль удастся восстановить быстрее, считают участники рынка.