Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Эксперт рассказал, о каком велосипеде мечтали все советские дети

О нем мечтали все советские дети. Этот велосипед был самым желанным подарком для любого подростка. По популярности «Орленок» опережал даже знаменитый «Школьник».
Эксперт рассказал, о каком велосипеде мечтали все советские дети
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва
«ВМ» продолжает писать о вещах, которые вызывают у нас трепет и ностальгию. В прошлом номере рассказали о сервизе «Мадонна», который был мечтой каждой советской домохозяйки. Сегодня — рассказ о другом культовом предмете.
— «Орленком» грезили все дети. Это был простой и надежный велосипед, — вспоминает президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Для ребят он символизировал переход от детства к подростковому возрасту. Пересел на «Орленок» — значит, уже взрослый!
Этот велосипед родился на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе (ММВЗ). Что интересно, оборудование завезли трофейное, из Германии. А первые модели всех производимых велосипедов разрабатывались с учетом опыта западных коллег. В Белоруссии выпуск «Орлят» наладили в 1949 году. А уже с 1951 года производство переместилось на Шяуляйский велосипедно-моторный завод.
— Сначала верхняя рама «Орленка» была двойной. Причем за сиденьем она разделялась и плавно переходила в вилку заднего колеса, — рассказывает Игорь Налимов. — Многим это нравилось: велосипед с такой широкой рамой было удобно поднимать и переносить.
Впоследствии «Орленок» модернизировали. Он стал слегка уменьшенной копией велосипеда «Украина» — с прямой рамой.
— Это лишь добавило «Орленку» популярности. Ведь он стал походить на «настоящий взрослый» велосипед, да еще к тому же самый известный в СССР, — рассказывает Игорь Налимов.
Москвич вспоминает:
— «Орленок» был очень надежным. В 1960-е у нас в Кунцеве фактически была деревня. Но я гонял на «Орленке» и по асфальту, и по диким кочкам! У велосипеда, понятно, не было никакой амортизации, но он выдерживал, не ломался — неубиваемая была модель!
Однажды, впрочем, как рассказал Андрей Николаевич, с велосипедом случилась авария.
— Тогда было принято ездить вдвоем — катать друзей на раме. Однажды — нам с товарищем уже лет 13 было — мы сели-поехали, и велик развалился! Он с рамы на ноги встал, а я рухнул на асфальт. Пацаны во дворе очень смеялись, — вспоминает москвич. — Но отец в этот же день договорился со сварщиком из ЖЭКа, и раму за 10 минут восстановили. Я потом еще года два на «Орленке» катался.
Велосипед был относительно легким и весил чуть больше 12 кило. Габариты его рассчитаны на вес до 70 кг. База модели довольно короткая — всего 975 мм, при этом высота рамы — 440 мм.
— Компактный был велосипед — я оставлял его в коридоре нашей коммунальной квартиры, и он никому не мешал, — вспоминает Андрей Анисимов. — Велосипедные замки, насколько помню, тогда не продавали, и все хранили велосипеды дома.
Багажник
Как правило, использовался для того, чтобы усадить друга, сестру или брата. Если «пассажир» был крупный, багажник нередко ломался. Иногда на него крепили небольшую сумку с продуктами, которую приходилось чем-то привязывать: багажник для грузов был не очень удобным.
Насос
Крепился на держателях между вертикальной стойкой и задним колесом. Обычно, впрочем, с насосом не ездили, потому что его было легко украсть. Насос держали дома, в коробке с инструментами, и пользовались им всего несколько раз за сезон. Проверять давление в шинах было не принято.
Зеркало заднего вида
Считалось настоящим шиком. Зеркала в качестве модного тюнинга было принято устанавливать сразу с двух сторон. Практической пользы, как правило, они не несли — машин на улицах во времена СССР было мало, да и катались на «Орленке» в основном по тротуару.
Масленка с маслом
Была нужна для смазывания цепи, втулок и рулевой колонки. Обычно велосипед смазывали один раз — перед началом сезона. Да и то не всегда. Если он хранился не в гараже, а в квартире, то считалось, что техническое обслуживание вообще не нужно. Снег растаял, сел и поехал.
Велоаптечка
Включала в себя клей и резиновые заплатки. Как правило, им приходилось пользоваться один-два раза за сезон. Дороги во времена СССР были не такими ровными, как сейчас, а гвоздей и разбитых стекол на них было существенно больше.
Звонок
В отличие от современных, он всегда был металлическим — железа в СССР не жалели. Некоторые любители ставили вместо звонка «трещотки» — куски картона, крепящиеся к задней вилке. Они задевали спицы и создавали треск наподобие мотоциклетного.
Сумка
В ней были все необходимые для ремонта инструменты. Сумка фиксировалась ремешками позади сиденья. Именно гремящие в сумке ключи, как правило, предупреждали пешеходов о приближении «Орленка». Многие оставляли сумку с ключами, как и насос, дома.
Фара, которая подключалась к генератору
Она предлагалась за дополнительную плату и крайне редко встречалась в продаже. Впрочем, и использовалась редко: большинство родителей не разрешали детям гулять и уж тем более ездить на велосипеде в темное время суток.
Читайте также: Сервиз «Мадонна»: почему о нем мечтала каждая советская домохозяйка