Заместитель начальника Московской административной дорожной инспекции Анатолий Сорокин в программе «Город дорог» 6 августа 2020 года
А.СОЛОВЬЕВА: У микрофона Анна Соловьева. Здравствуйте. Это программа «Город дорог». Наверное, нет ни одного москвича, который водит машину и который ни разу в своей жизни не получал бы штраф. Так вот, когда вы получаете штраф, что вы видите написано в бумаге или в электронном уведомлении? Написано, что штраф получен от Московской административной дорожной инспекции. И вот об этой самой Московской административной дорожной инспекции мы сегодня и поговорим. У нас в студии заместитель начальника МАДИ Анатолий Анатольевич Сорокин. Здравствуйте, Анатолий Анатольевич. А.СОРОКИН: Добрый день. А.СОЛОВЬЕВА: Расскажите нам, пожалуйста, что такое МАДИ, потому что действительно многие москвичи и до сих пор не знают, что такое МАДИ. И чем она занимается в городе. А.СОРОКИН: МАДИ переводится как Московская административная дорожная инспекция. Создана она, так скажем, недавно, в октябре 2013 года. В связи с тем, что городу Москве был передан ряд полномочий, в том числе по администрированию и составов как «остановка, стоянка транспортных средств в неположенных местах» в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим были внесены соответствующие изменения в КоАП Российской Федерации. Подписано соответствующее соглашение с ГИБДД и другими федеральными органами по передаче персональных данных и других, позволяющих нам работать в данных системах. И после этого начала работать Московская административная дорожная инспекция. На сегодняшний день МАДИ является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет привлечение лиц, совершивших административное правонарушение, в тех полномочиях, которые ей переданы. Чего хочу подчеркнуть? Сотрудники МАДИ — государственные служащие. А.СОЛОВЬЕВА: Это госслужащие? А.СОРОКИН: Это именно госслужащие. Финансирование идет напрямую из бюджета города Москвы. Если простым языком говорить, одна из функций, основная функция — принятие решений, проведение админрасследования по тем административным составам, которые переданы городу Москве в области безопасности дорожного движения. А.СОЛОВЬЕВА: Как именно работают инспекторы МАДИ, которые патрулируют улицы Москвы? А.СОРОКИН: Несмотря на то, что у многих автовладельцев и автолюбителей данная тема на слуху, будет очень удивительно может быть для некоторых слышать о том, что численность нашего состава инспекторского, который работает на дорогах, она не очень большая, всего лишь около 60 человек, ежедневно в суточном режиме выходят на дорогу и проводят администрирование правонарушений. Это прежде всего профилактика — профилактика тех адресов, тех мест, где автовладельцы уже начали «забываться» или думать, что пронесет. А.СОЛОВЬЕВА: То есть откуда-то поступают какие-то сигналы? А.СОРОКИН: Естественно, ситуация на дорогах отслеживается. Та же самая установка знаков. Сами сотрудники выходят не в свободном поиске, ежедневно у них происходит инструктаж. Соответствующая форма одежды, если кто-то уже замечал на дорогах, которая сразу их выделяет. Проводится инструктаж, подчеркну, и каждому сотруднику определяется в его рабочую смену определенный маршрут патрулирования, по ходу движения которого он уже администрирует правонарушения. А.СОЛОВЬЕВА: Допустим, у меня эвакуировали машину, такое возможно, я неправильно встала где-то, не заметила разметку, не заметила знак, бывает, все мы люди. Каков план действия водителя? А.СОРОКИН: Прежде всего, нужно позвонить по телефонам ГИБДД, в дежурную часть, выяснить, по каким причинам отсутствует машина. Но также есть прямой телефон 3210, по которому, назвав номер автомашины, можно узнать, произведена ли эвакуация его, получить алгоритм действий, куда ехать и где получать разрешение, как оформлять. Подскажу сразу, на сегодняшний день в городе Москве у нас работают в круглосуточном режиме три пункта выдачи разрешений на возврат машины: в проезде Энтузиастов, на улице Дубовая роща и в проезде Одоевского. А.СОЛОВЬЕВА: Кстати, я была на этой стоянке, на шоссе Энтузиастов, был опыт у меня такой. А.СОРОКИН: Это стоянки, которые относятся к АМПП, там размещаются эвакуированные транспортные средства. Там находятся сотрудники МАДИ, то есть там выделены рабочие места, чтобы быстро и оперативно граждане могли получить. В дневное время еще на 1905 года большой сервисный центр. И на Басманной тоже находится сервисный центр, где можно также получить разрешение на получение своего транспортного средства. А.СОЛОВЬЕВА: Еще важный момент, если машину уже начали поднимать на эвакуатор, но водитель успел выбежать (такое часто, кстати, бывает), отдадут ли ему автомобиль? А.СОРОКИН: При наличии у него с собой документов на данное транспортное средство, пока не двинулся эвакуатор, будет ему возвращено. Если документы в машине оставлены, тут навряд ли получит он ее обратно. А.СОЛОВЬЕВА: То есть ему машину отдадут, но штраф ему будет выписан в любом случае за неправильную… А.СОРОКИН: Он будет выписан в любом случае, да. Даже если будет так называемый съем, то есть машину снимут, будет составлен рукописный протокол на месте. Машину ему вернут, естественно, чтобы он дальше мог двигаться. А.СОЛОВЬЕВА: Еще очень важный для москвичей вопрос о штрафах на газонах. Бывает, что люди жалуются, там, где стоял автомобиль, они считают, что там не было газона, а была земля. Но штраф уже пришел. Как быть в этом случае? А.СОРОКИН: Довольно-таки спорно. Если бы мы с вами говорили по поводу эвакуации транспортного средства, это Федеральный кодекс (КоАП) и правила дорожного движения, то Московская административная дорожная инспекция еще администрирует, то есть принимает решение (Что мы имеем в виду под словом «администрирование»? Это принятие решения по какому-либо правонарушению) по так называемым зеленым насаждением (8.25) и нарушения правил погрузки-разгрузки в ночное время. Эти два правонарушения введены (и мы администрируем) в Кодекс административных правонарушений города Москвы. Данный кодекс подразумевает что? Что данное решение фиксируется, то есть по ним не предусмотрено административное расследование, проводится все в автоматическом режиме. В связи с чем, конечно, возникает очень много спорных вопросов у граждан — «вот моя машина стоит одним колесом, не стоит, внесена». Все рассматривается. Подается жалоба. Потом его вызовут, если он хочет принять участие при рассмотрении, предъявит свои какие-либо фотографии, доказательства. Но при этом стоит отметить такой существенный вопрос — определение самих границ зеленых насаждений проходит согласно реестру зеленых насаждений, который имеется в городе Москве. И автоматическая фиксация подразумевается в том, что геолокация определена, что данное транспортное средство (по сведениям геолокации) находится именно в этой зоне. Поэтому это не какое-то произвольное определение кого-либо о том, что стоит машина на зеленых насаждениях или не стоит, это именно, так скажем, отработка программная, и здесь человеческий фактор исключен. Поэтому может произойти ошибка, если, конечно, сама техника дала какой-то сбой. Сам вопрос о том, насколько эти штрафы или вообще насколько норма правильная, неправильная, он обсуждался. И в Московской городской думе, буквально в конце прошлого года выносился на обсуждение, насколько он соответствует. На сегодняшний день прописывается новый КоАП Российской Федерации. Там тоже как-то смотрят на этот момент. Какие будут нововведения, трудно сказать, мы пока работаем по факту. Если у нас определяется, что транспортное средство находится в зоне зеленых насаждений в реестре зеленых насаждений, то будет выписан штраф. Причем для юридических лиц этот штраф очень существенный, там 300 тысяч. Если просто для гражданина — это 5 тысяч, то для юридического лица это до 300 тысяч. При этом по Административному кодексу города Москвы не действует скидка в 50%, то есть это полностью оплачивается. А.СОЛОВЬЕВА: Да, довольно внушительный штраф. Знаете, какой темы я хочу коснуться, это наболевшая тема — тема такси в Москве. Сейчас очень много в Москве такси. Чем вы занимаетесь, касательно проверки такси? А.СОРОКИН: В МАДИ определено, что она является, еще раз говорю, контролирующим органом за соблюдением перевозчиками требования 69-го федерального закона. В основном, если не вдаваться в тонкости юридической терминологии, мы осуществляем проверки самих таксомоторных компаний. Эти проверки согласовываются, естественно, с прокуратурой надзирающей, есть соответствующий график этих проверок. Есть внеплановые проверки. Все эти проверки регламентируются федеральным законодательством и проходят в соответствии с ним. Также путем рейдовых мероприятий наши сотрудники (инспекторы) совместно с ГИБДД проверяют автотранспорт такси, проверяют его на соответствие всем тем требованиям, которые предъявляются к таксомоторной деятельности. В частности, мы проверяем наличие в салоне информации о водителе, наличие того же колпачка с шашечками, цветографической раскраски; наличие, правильное заполнение и действие путевого листа, то есть документов, подтверждающих прохождение техосмотра и предрейсового медицинского осмотра и послерейсового. В случае выявления каких-либо нарушений материалы передаются в соответствующее управление, которое проводит административное расследование. Грубо говоря, проводится полное административное расследование, где участвуют и юридические лица, то есть представители юридических лиц; водители, где они могут представлять уже какие-либо свои доказательства, материалы, которые позволят им доказать, что нарушения не было. А в случае, если не смогут, то тогда… Штрафы там тоже существенные, и по 10 тысяч, и по 30, и по 50 тысяч. Законодательство подходит довольно-таки строго. А.СОЛОВЬЕВА: Да. Что касается именно путевых листов водителей, их же можно подделать, да? Как выявляется эта фальшивка? А.СОРОКИН: В ходе административного расследования, если возбудить административное расследование, то проверить можно. Не будем выдавать большие секреты, но на сегодняшний день технически есть много возможностей перепроверить ту информацию, которая содержится в том путевом листе, который предъявляется. Потому что мы проверяем, образно говоря, не сам путевой лист как таковой, как бумагу, его печати, штампы. Административная ответственность наступает именно за непрохождение предрейсового медицинского и технического осмотра. Грубо говоря, компания или перевозчик должен организовать, чтобы их водители ежедневно утром, выходя на линию, проходили медицинский осмотр и технический осмотр транспортного средства. Если такого не производится, то тогда уже наступает административная ответственность, а не за сам поддельный или купленный путевой и т.п. Например, на сегодняшний день, согласно статистики ГИБДД города, отмечается значительный рост аварийности именно со стороны такси. А.СОЛОВЬЕВА: Да. А.СОРОКИН: Могу сразу сказать, что каждый факт совершения ДТП, который становится нам известен из официальных источников, о том, что в ДТП участвовало такси, мы обязательно возбуждаем административное расследование, в ходе которого уже разбираемся, виновный водитель проходил ли предрейсовый медицинский осмотр, был ли технический осмотр пройден или нет, и уже принимаем решение по тем документам, которые соберем. При этом хотелось бы отметить, что прохождение медика и техника — это довольно существенный фактор того, чтобы не допустить на линию, не допустить на дорогу тех такси, которые не соответствуют категории безопасности. Что ставится во главу угла и законодателем, и нами тоже — безопасность перевозок. Чтобы граждане, садясь в такси, понимали, что они в безопасности, они доедут до дома и не пострадают. При этом, стоит сказать, в ходе рейдовых мероприятий, если нам попадается автотранспортное средство, где водитель не может предъявить путевой лист, мы его автоматически перемещаем на спецстоянку именно как предмет, который используется с нарушением закона, в том плане, что он несет угрозу, потому что у нас нет уверенности, нет обоснования того, что и водитель (его здоровье) соответствует требованиям и то же самое — транспортное средство. После чего проводится уже админрасследование, в ходе которого выясняется, потерял он, не потерял путевой лист или вообще у него не было, или не проходил, тогда уже по этому факту принимается решение. Но машина изымается для того, чтобы ее не было на дороге, чтобы граждане могли быть спокойны. А.СОЛОВЬЕВА: Для безопасности москвичей. Анатолий Анатольевич, я бы хотела еще вернуться к ситуации с коронавирусом, которая у нас была весной. Насколько я знаю, МАДИ в период самоизоляции совместно с ГИБДД контролировала соблюдение условий карантина. Поделитесь, пожалуйста, какую работу вы проводили для профилактики коронавируса. А.СОРОКИН: Да, этот самый коронавирус, он не был для нас и для всех граждан предсказуем. Мы тоже, как организации, действовали в рамках очень жестких, надо было быстро принимать решения, перестраивать и свой алгоритм работы. Но в данном случае большинство наших сотрудников, я имею в виду инспекторов, которые находились на дороге, были перепрофилированы и размещались вместе с сотрудниками ГИБДД на въездах-выездах. В ходе совместных рейдов также проверялось у граждан, которых останавливали сотрудники ГИДД, наличие того самого пресловутого… А.СОЛОВЬЕВА: Разрешения. А.СОРОКИН: Да, разрешение, в которое вписано данное транспортное средство. При этом стоит сразу сказать, чтобы уйти от каких-то обвинений со стороны граждан, которые высказывают, что это была массовость. Из 148 тысяч проверенных на постах автотранспорта на наличие или отсутствие (когда, когда у них отсутствовал QR-код), только 3% мы составили административные материалы и потом уже привлекли лиц. В основном во многом заключалось именно профилактическое, то есть гражданам разъяснялось, почему это надо делать, как. Даже иногда сотрудники помогали правильно оформить. Потому что сразу на месте выявлялось, что машина неправильно немножко вписана в этот пропуск, хотя пропуск у гражданина имелся. А.СОЛОВЬЕВА: Бывали ошибки, да, когда заполняли. А.СОРОКИН: На месте сразу помогали разобраться. Это то, что мы совместно с сотрудниками ГИБДД делали на тех пунктах пропуска. А.СОЛОВЬЕВА: Я напомню нашим слушателям, что в эфире программа «Город дорог». Меня зовут Анна Соловьева. В студии у нас сегодня заместитель начальника Московской административной дорожной инспекции Анатолий Анатольевич Сорокин. Мы обсуждаем работу административной дорожной инспекции. Анатолий Анатольевич, вот человеку, допустим, пришел штраф, он с ним не согласен, как ему подать жалобу? А.СОРОКИН: В эпоху информационных ресурсов сделать это очень просто. Есть на портале mos.ru соответствующая страница, куда можно зайти и подать. На «Автокоде» тоже такая программа, где также можно составить свое электронное обращение, приложив соответствующие материалы, которые автоматически попадают к нам, регистрируются и принимаются к рассмотрению. При этом можно лично приехать к нам в организацию (улица Каланчевская, дом 49) и лично передать свою жалобу или возражения, получив соответствующий талончик. Оно будет рассматриваться. На сегодняшний день у нас (не хвастаясь, а отметив) у нас нет нарушений ни сроков рассмотрения жалоб и обращений граждан, то есть все рассматривается в срок в соответствии с законом. Наша деятельность, чтобы было понятно для граждан, подконтрольна и поднадзорна, как любая деятельность любого правоохранительного или государственного органа, прокуратуре. Также наши действия можно обжаловать в судах, и некоторые пользуются этим. У нас проводится большая работа правового управления, то есть мы участвуем в судебных рассмотрениях, работаем. А.СОЛОВЬЕВА: Напомните, пожалуйста, с какими органами власти вы еще работаете, и как эта работа проводится. А.СОРОКИН: Можно сказать, практически со всеми. Очень плотно (и понятно), у нас близкая деятельность с ГИБДД города Москвы, то есть нас совместные мероприятия рейдовые. Получение той же самой информации, с базами данных. При этом у нас плотные отношения с ФССП как города, так и России. Почему? Потому что те наказания, которые были вынесены по нашим постановлениям, если они не исполнены, то направляются для принудительного исполнения в соответствующие органы, в частности, в ФССП. При этом там не только наши московские штрафы, граждан города Москвы, но и федеральные, и Московской области, то есть по всей России. Мы их туда, естественно, направляем, потом уже работаем с ними в очень плотном контакте. Плотно также с ФССП мы проводим совместные мероприятия рейдовые, где выезжаем и по нашим штрафам, и по штрафам ГИБДД, проводим мероприятия, в частности остановка и изъятие транспортных средств должников. Для примера, может быть будет интересно, один из должников, когда его остановили, тут же, незамедлительно, практически на месте почти 600 с лишним тысяч заплатил. А.СОЛОВЬЕВА: Заплатил сразу? А.СОРОКИН: Сразу же, да. Хотя вся информация до него доводилась, доходила, он знал о наличии у него таких штрафов, но думал, что не придется… А.СОЛОВЬЕВА: Пронесет. А.СОРОКИН: Да. Мы направляем в суд также через судебных приставов на запрет выезда тех должников, которые не оплачивают штрафы. Эта работа ведется с ФССП. Работаем плотно с Роспотребнадзором, в частности, по таксомоторной деятельности. Почему? Потому что таксомоторная деятельность — это все-таки сфера услуг. Насколько она соответствует закону, в этом плане мы… с Роспотребнадзором. Суды. Практически большой спектр. А.СОЛОВЬЕВА: Анатолий Анатольевич, у нас уже подходит к концу наш эфир. Два последних очень важных вопроса. Во-первых, как попасть на работу к вам в МАДИ? А.СОРОКИН: Сложно. А.СОЛОВЬЕВА: Ха-ха-ха-ха-ха! Особый отбор? А.СОРОКИН: Отбор очень принципиальный, чтобы не было, так скажем, с улицы набранные люди. Во-первых, все, кто набирается на должность инспекторского состава и работников МАДИ, — это лица, имеющие высшее образование. Приоритет отдается, естественно, юридическому образованию. Отбор проходит практически в три этапа: первоначальный конкурс, где люди заполняют анкеты; потом проходится большое, плотное собеседование; и на третьем этапе изучение всех документов, в частности если гражданин-кандидат имеет какую-либо непогашенную судимость, то, естественно, не может быть принят. А.СОЛОВЬЕВА: Ничего себе?! А.СОРОКИН: То есть довольно-таки жестко. А.СОЛОВЬЕВА: Да. А.СОРОКИН: Но при этом и внутри тоже серьезные требования, то есть сотрудники подвергаются дисциплинарному взысканию, если совершают какие-либо проступки. И они это знают. То есть там нет какой-либо большой серьезной лояльности. Но люди, которые попадают, они понимают, куда они идут. Они нацелены именно на результат, на положительную работу. При этом, пользуясь случаем, хотелось сказать, да, в начале передачи мы говорили о том, что это государственный гражданский служащий. Поэтому они несут полную ответственность, так и уголовную, как гражданские служащие, то есть на них полностью распространяются все права и обязанности. Но при этом и граждане, которые общаются с сотрудниками МАДИ, должны понимать, что это государственные гражданские служащие, которые защищены законом. В частности, у нас есть примеры, когда при выполнении своих обязанностей на инспекторский состав совершалось нападение и с ножами, и просто с кулаками. На сегодняшний день 12 уголовных дел, которые дошли до суда. Различные наказания люди понесли. Но, еще раз говорю, сотрудники наши защищены в том числе и со стороны Уголовного кодекса, то есть применение к ним насилия недопустимо. А.СОЛОВЬЕВА: В конце я не могу не спросить, какие успехи в работе МАДИ вы бы обозначили за последние 7 лет? И вообще, насколько улучшилась дорожная ситуация в столице благодаря работе вашей инспекции? А.СОРОКИН: Я думаю, что данную оценку, как изменилась ситуация на дорогах, могут дать сами радиослушатели, но в городе стало посвободнее. А.СОЛОВЬЕВА: Спасибо, Анатолий Анатольевич. Я напомню, что у нас в гостях был заместитель начальника Московской административной дорожной инспекции Анатолий Анатольевич Сорокин. Мы обсуждали работу МАДИ в городе. Меня зовут Анна Соловьева. Всем пока.