Войти в почту

Долгая дорога из Долгово: птицефабрика «выставила» местных жителей на трассу

Жители небольшой деревушки в Павловском районе возмущаются, что местная птицефабрика закрыла от них забором дорогу, которой они пользовались многие годы. Этот путь считается кратчайшим до «цивилизации», а теперь, чтобы добраться до соседнего села, нужно отмахать лишние полтора километра, причем часть маршрута приходится на оживленную автомобильную трассу. Такой «поход» не под силу пожилым людям, а родители переживают за своих детей, которые каждый раз рискуют, когда идут в школу. Насколько правомочны действия предприятия и как решить вопрос с «отнятой» дорогой, нижегородцы, проживающие в населенном пункте под названием Долгово, попросили разобраться редакцию информационного агентства «В городе N». Две беды: деревня и дорога В деревне Долгово, приписанной кТаремскому сельсовету, всего 30 домов, в них проживают люди разных возрастов: от детсадовских малышей до пенсионеров старше 80 лет. Все поселение представляет собой идущую по прямой в сторону леса улицу. Об инфраструктуре в деревушке говорить не приходится: магазины, поликлиника, школа и другие учреждения находятся в соседнем селе, до которого долговчане добираются на машине или автобусе. В советское время на пустующих землях рядом с Долгово начало разворачиваться масштабное строительство. В 1965 году открылась «Павловская птицефабрика», которая занималась производством куриного мяса и поставкой яиц по Нижегородской (тогда еще Горьковской) области и в другие регионы. Мощности предприятия быстро набирали обороты, что требовало большего количества цехов и производственных объектов, поэтому постепенно фабрика начала осваивать земли под строительство. Территории компания получила в собственность в 1993 году, часть из них сейчас не используется, ожидая своей очереди под застройку. Зато для жителей Долгово промзона стала единственной возможностью побыстрее добраться до соседних населенных пунктов и благ. Привычный маршрут долговчан до ближайшей остановки был напрямую через птицефабрику и составлял километр. После закрытия дороги, люди вынуждены идти в обход 1,8 километра через соседнюю деревню Молявино, часть этого пути проходит вдоль оживленной трассы Нижний Новгород — Ряжск — Касимов. Казалось бы, что за проблема, пройти на 10 минут дольше? Бабушке Маше 91 год, опираясь на клюшку, она с трудом доходит до остановки, там садится на автобус до села Таремское и едет в больницу или на почту для оплаты квитанций. Каждая подобная вылазка — испытание не из легких, а обход вкруговую — просто непосильная задача. Малолетние же долговчане не замечают несколько сотен лишних метров нового маршрута, зато родители детей приходят в ужас лишь от одной мысли о своих непоседах, идущих вдоль нескончаемого потока транспорта. Бесплатный автобус для учащихся, который ходит в школу в Таремском, не заезжает на территорию деревни, а забирает детей с остановки на трассе. Отвозить ребенка на машине или ежедневно провожать может далеко не каждый — график работы не позволяет. Дорожные хроники По рассказам старожилов деревни, до 1965 года на месте постройки птицефабрики проходила асфальтированная дорога, ведущая в сторону нынешней трассы. После появления первых цехов территорию перекрыли бетонным забором, что вынудило горожан протаптывать себе новый путь параллельно ограждению. Фабрика не возражала против использования частных земель, так как многие работники предприятия из ближайших деревень добирались по этой дороге. Однако в 2017 году началась перестройка объектов: зона отгрузки и склады были выведены с внутренней территории на внешнюю для ограничения въезда рабочих машин на место производства. Одной из причин стало масштабное распространение птичьего гриппа в то время. В случае выявления инфекции, предприятие могли полностью ликвидировать, таким образом, оставив область без одного из главных поставщиков куриного мяса. В этом же году для проезда промышленных машин была заасфальтирована дорога, ведущая к терминалам, ей стали пользоваться также и долговчане на автомобилях, чтобы срезать путь. Через год птицефабрику проверяла комиссия Россельхознадзора, которая постановила, что участок с новыми помещениями входит в санитарно-защитную зону, поэтому его необходимо оградить. Кроме того, забор был необходим для контроля рабочего процесса: производственные машины должны были въезжать и выезжать с территории только через пункт весового контроля, который построили на новой дороге. Руководство предприятия пошло навстречу жителям деревни. Мы оставили проход, чтобы люди могли дойти пешком до остановки, магазина, но не на транспорте: ставили бетонные блоки, дорогу перекапывали, но машины всегда находили объезд, — отметил исполнительный директор «Павловской курочки» Георгий Романов. Ближе к лету и эта «лазейка» была закрыта по предписанию служб безопасности птицефабрики, которые запретили посторонним находиться на территории производства. Однако и в этот раз совсем без дороги долговчане не остались: в июле предприятие за 200 тысяч рублей из своего бюджета выложило плиткой дорожку, проходящую вдоль нового забора. Ведет покрытие не до самой деревни, а только до конца территории фабрики и сменяется давно протоптанной полевой тропинкой. По ней можно пробраться в сухую погоду, но, когда вода размывает лежащую вокруг грязь и землю, добираться становится проблематично и опасно. Я с дочерью дошла до тропинки, а там жижа — дальше вплавь только, — пожаловалась жительница деревни Ольга. Уже сейчас боковые участки основания вымываются дождем и отваливаются. Я видела, как строили эту дорожку: сейчас пойдут дожди и все съедет — продолжила женщина. Как будут добираться осенью школьники и детсадовцы, долговчане пока тоже не представляют, вероятно, с собой придется носить запасной комплект одежды. На первое сентября придем с красивой корзиной цветов, но в резиновых сапогах, — добавила Татьяна. На днях я рискнула пойти по этой дороге. Была вся в белом, вся чистая — а пришла вся в грязи, вся в слезах, — сетует Алена. Что уж говорить про зиму, когда дорожку заметет пурга, и идти придется буквально вслепую. Я ходила, споткнулась, а у меня и так коленки больные, — пожаловалась 80-летняя Римма. После строительных работ вдоль тропинки осталось несколько незакрытых ям, в которые по неосторожности может провалиться как ребенок, так и взрослый. Сейчас жители самостоятельно следят за дорожкой, на уборку снега собственниками долговчане тоже не рассчитывают. Хорошо, мы сами обкашиваем, на следующий год эта тропинка зарастет, кто тогда эти будет заниматься? — отметил Владимир. По информации павловской администрации, по документам, подъезд в Долгово возможен только через соседнюю деревню Молявино. Хорошая дорога там тоже появилась не так давно, в 2015 году, на участок от трассы по улице Новая и Полевая были выделены деньги из областного бюджета. Однако по проекту заасфальтирован была не вся проезжая часть, поэтому, как рассказали местные, строительство до своих домов происходило вскладчину: жители Молявино скидывались по четыре тысячи рублей с дома, а долговчане по две тысячи пятьсот рублей с семьи с машиной, без транспорта — немного меньше. Как пояснил председатель администрации Таремского сельсовета Юрий Шахов, укладка покрытия вглубь улицы Новая было сделано в рамках участия в проекте по поддержке местных инициатив с долевым софинансированием — жители выделяли часть средств из собственных сбережений. Долговчанам без машин, однако, новый путь жизнь не облегчил, хоть и вложили деньги наравне со всеми. Мы ездим по дороге в Молявино, а нас за это еще и ругают, — дополнила Татьяна. Если у нас была своя дорога, зачем нам ходить через Молявино по скоростной трассе?— возмутилась жительница деревни Ольга. Переменчивые планы Необходимость строительства дороги существовала давно, это подмечали и администрация Таремского сельсовета, и птицефабрика. В 2014–2015 годах руководство предприятия принимает решение выделить в муниципальную собственность участок под строительство проезжей части. Фабрика подготовила договор и передала его в администрацию на рассмотрение. Два года данный документ лежал на подписи в муниципалитете, потом для нас стал уже неактуален, — пояснила юрист «Павловской птицефабрики» Валентина Староверова. В 2017 году стало происходить очередное расширение территорий из-за возросших мощностей, предприятие начало строить новые склады. Фабрика проложила дорогу для проезда рабочих машин на новые объекты за собственные средства. Однако Таремская и Павловская администрация утверждают, что проект дороги в 2016 году был получен и рассматривался, но вскоре птицефабрика сама отказалась от строительства по неопределенным причинам. Председатель Юрий Шахов также вспомнил про обсуждение вопроса о выделении участка в собственность района с руководством птицефабрики. Это было в интересах предприятия, так как дорога бы шла мимо их складских помещений. Мы бы заасфальтировали дорогу к Долгово, а они бы ей также пользовались, как и жители, — добавил Шахов. Планировалось вступление в федеральную программу по строительству дороги до населенного пункта в 2017 — 2018 годах, но, как вспоминает председатель, предприятие не выделило землю из-за риска вспышки заболеваемости птичьим гриппом, который бушевал в то время. Но и здесь возникли сложности, как пояснил начальник отдела дорожного строительства Павловской администрации Алексей Крюков, Долгово не подходило для участия в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» по ряду критериев. Во-первых, численность населения в поселке должна быть не меньше 50 человек, при этом учитываются только жители с пропиской. Во-вторых, на территории должны находиться социально-значимые объекты, такие, как магазин, фельдшерский или акушерский пункт, или объект сельскохозяйственной переработки. В крошечной деревушке ничего этого нет, все располагается в близлежащих населенных пунктах. Кроме того, по словам замглавы Павловской администрации и начальника управления сельского хозяйства Валентина Хомутова, по предписанию Россельхознадзора, территория, где планировалась проезжая часть, является санитарной зоной, на которой строить общественную дорогу запрещено. В надзорном ведомстве в ответ на запрос редакции пояснили, что санитарно-защитная зона на предприятии не устанавливалась. Как рассказали жители деревни, Таремская администрация пообещала, что дорога в Долгово должна появиться в ноябре 2019 года, якобы документы были уже подписаны. По задумке, новый проезд должен был находиться между трассой и птицефабрикой через поросшее бурьяном поле, которое, к слову, также принадлежит птицефабрике. В этом году долговчанам уже было объявлено, что планы изменились и пользоваться им придется дорогой через Молявино. Председатель сельсовета не отрицает, что речь о проекте была, но только в 2016 году, когда инициатором выступал собственник земель. Какие-либо планы застройки на частной территории без разрешения птицефабрики разработать невозможно. В 2019 году жители деревни продолжили писать обращения. Одно из таких было адресовано депутатам «Единой России». В нем долговчане рассказали, как им приходится добираться до благ «цивилизации». В начале сентября ответ удалось получить от заместителя председателя законодательного собрания Нижегородской области Ольги Щетининой, которая пояснила, что средства дорожного фонда на тот момент уже были распределены, и ремонт отдельных участков в Долгове будет запланирован на 2020 год. Жителям поселения было предложено поучаствовать в проекте по поддержке местных инициатив, в котором строительство и ремонт дорог происходит в рамках долевого софинансирования со стороны населения в размере от 3,01% общей суммы всего проекта. Как рассказал председатель Таремской администрации Юрий Шахов, к которому обращались долговчане, этот вопрос действительно поднимался, но речь шла об асфальтировании дороги, протяженностью около 300 метров, идущей между домами в Долгово. По словам председателя, местным было предложено собрать часть средств для софинансирования, однако, «единогласного решения с их стороны не было», так как большинство долговчан — пожилые люди, живущие на одну лишь пенсию, и которые не были готовы отдавать последние деньги на дорогу. В 2019 году по этой программе была отремонтировано покрытие по улице Школьная в деревне Молявино, где население согласилось доплачивать за строительство. В конце месяца пришло еще одно письмо от руководителя региональной общественной приемной председателя партии Дмитрия Медведева в Нижегородской области Виктора Лунина, в котором говорилось, что «администрации Таремского сельсовета будет оказана финансовая помощь из Фонда на поддержку территорий в сумме 100 000 рублей на выкладывание щебенкой дороги д. Долгово, при условии софинансирования оставшейся суммы со стороны жителей». По словам Шахова, сметно-проектная документация на ремонт центральной дороги, проходящей в деревне, была направлена депутату, но ответа так и не поступило. Иное видение ситуации у старшего помощника Виктора Лунина Татьяны Сухаревой, которая рассказала, что один из жителей деревни приходил на прием к депутату. Была составлена проектно-сметная документация на щебенение 300 метров дороги общей стоимостью 250 тысяч рублей. Проект был одобрен на условиях софинасирования: депутаты готовы были выделить 100 тысяч рублей, администрация Таремского сельсовата — 50 тысяч рублей, остальная сумма — с населения. После встречи председателя с жителями, как рассказывает Сухарева, к единому мнению опять же не пришли, поэтому с прошлого года каких-либо подвижек по этому вопросу не было. Однако, по словам жительницы Долгова Ольги, дела обстояли по-другому: стоимость проекта удалось пересмотреть и снизить до 180 тысяч рублей. Также никто от щебенения не отказывался, жители были готовы вложиться и уже рассчитали по сколько каждому дому необходимо будет складываться. После чего долговчане обратились со своим решению к председателю Шахову, который ответил, что ему «во всем отказали». Как пояснила Татьяна Сухарева, депутаты Заксобрания готовы вернуться к этому вопросу уже в этом году и будут ждать жителей на прием. И нет другого пути? Построить дорогу без участия в федеральной программе в Долгово не могут, так как нет финансирования. Председатель сельсовета понимает и разделяет желание жителей Долгово. Претензия их обоснована, потому что эта дорога является кратчайшим путем до остановки: людям пенсионного возраста очень сложно идти полтора километра, а также школьникам добираться до школы, — отметил глава сельской администрации поселка Таремское Юрий Шахов. Если птицефабрика согласится выделить из своего состава кусок земель, то мы бы попробовали войти в программу и сделать дорогу, — пояснил глава. Однако представители павловской администрации, с которыми общалась редакция, не совсем разделяют пожелание жителей и не были в курсе их потребностей. Строительство для других населенных пунктов района ведется активно, где-то потребность в дороге стоит острее, но что же делать тем 30 домам, в которых по большей части живут пенсионеры? Это не кричащий объект, у них есть подъезд к деревне, — пояснил Алексей Крюков. Если с этим аргументом еще можно поспорить, то с вопросом собственности дела обстоят сложнее. Юрист «Павловской птицефабрики» уточнила, что для рассмотрения вопроса жители должны обращаться администрацию с запросом об установлении сервитута — то есть законной возможности использования дороги на определенных условиях. С исковым заявлением в суд уже выходит мэрия, и ситуация рассматривается более предметно. По рекомендации руководителя Центра помощи автомобилистам Сергея Кузина, жителям деревни необходимо самостоятельно обращаться в суд для установления права пользования дорогой. Кроме того, разбираться необходимо с самого начала: долговчане могут запросить у администрации документы для ознакомления, на каких условиях территория была передана в собственность птицефабрики, а также необходимо проверять, где, согласно документам, находится основной подъезд к Долгову. Со своей стороны, редакция ИА «В городе N» направила текст статьи с описанием сложившейся ситуации губернатору Нижегородской области Глебу Никитину для содействия в решении вопроса. Правительство Нижегородской области рассмотрело наше обращение и пояснила, что законных оснований на строительство дороги в Долгово нет, обосновав это тем, что прилегающие к деревне территории находятся в собственности птицефабрики, и выделять какую-либо часть в собственность муниципалитета предприятие не планирует. Кроме того, у жителей есть подъезд по асфальтированной дороге через соседнюю деревню Молявино, и по этой причине сервитут также не может быть. В связи с тем, что жители Долгова обеспечены возможностью беспрепятственного проезда к своим жилым домам, в настоящее время у администрации Таремского сельсовета отсутствуют правовые основания для совершения действий, направленных на установление сервитута в отношении какого-либо из вышеуказанных земельных участков, а также для выполнения комплекса работ по обустройству альтернативного пути подъезда и пешеходного тротуара к Долгово с автодороги Нижний Новгород-Ряжск-Касимов по земельным участкам ООО «Птицефабрика «Павловская», — говорится в ответе правительства. Несмотря на то, что попытки добиться строительства дороги пока безуспешны, жители поселения не собираются сдаваться и готовы направлять свои обращения за помощью дальше. Если они не примут какое-то решение в этому году, мало того, что мы детей не будем пускать в школу из-за трассы, на следующий год позвоним на прямой эфир Путину, и выйдем всей деревней. Если не дозвонюсь — доеду, — с горечью добавила жительница Долгово Татьяна. Эпилог Ситуация складывается неоднозначная: потребность в строительстве дороги все понимают и администрация, и птицефабрика, но разрешить вопрос никто не может уже много лет. Интересы жителей столкнулись с законом и правом частной собственности, и в этой «борьбе» перевес явно не на их стороне. Однако стоит лишь поставить себя на место этих родителей, переживающих за своих детей, или пенсионеров, для которых каждый метр дороги становится препятствием, и тогда ситуация принимает иной оборот. Долговчане просят не о многом: о толике комфорта и спокойствия. Вспомните себя, кому из нас не хотелось побыстрее добраться до дома или остановки, срезав путь? А что делать в случае, если оба пути, и «короткий» и «длинный», небезопасны? История Долгово не единственный пример крошечных поселений с нерешенными дорожными проблемами. Голоса из удаленных уголков страны, в которых зачастую живут в основном люди в возрасте, не всегда слышны, но это не отменяет необходимости решения возникающих вопросов. И главное — говорить с населением о проделанной работе, давая понять жителям, что их не оставили с проблемой наедине. А то получается, как всегда, — у каждого своя правда.

Долгая дорога из Долгово: птицефабрика «выставила» местных жителей на трассу
© Vgoroden.ru