Войти в почту

Росаккредитацию подвел иногородний СБКТС

Рынок оформления машин на Дальнем Востоке подмяли под себя западные компании Выдача свидетельств безопасности транспортных средств (СБКТС) на ввозимые праворульные автомобили, оставляет вопросы к организациям, которые оказывают эти услуги. Также есть претензии к профильным чиновникам Росаккредитации, которые не замечают или не хотят замечать, того что в Приморье происходит с оформлением машин. Пока в Москве разбираются почему в Приморье ввозимые их Японии автомобили осматривают лаборатории, находящиеся за тысячи километров, во Владивостоке, повышается стоимость оформления японских машин. Тема стоимости услуг по выдаче СБКТС будоражит умы счастливых автовладельцев не первый год. Необходимость выдачи свидетельств безопасности, давно рассматривалась экспертами, и многие из них высказывали мнение, что требования об углубленном осмотре автомобилей являются формальностью, которая фактически не влияет на безопасность. Ведь эта самая безопасность ввозимого автомобиля подтверждена сертификатами концернов, которые эти автомобили произвели. Также в России действует система прохождения техосмотров, которые проводят специализированные центры, осматривая машины по многим параметрам безопасности. Но, пока нормативная база действует, без свидетельства о безопасности оформить машину не получится. Выдачей занимаются специализированные аккредитованные лаборатории. Для них требования о получении СБКТС трансформировались в отдельный бизнес, в котором выписка листка бумаги приносит миллионы рублей. Вот только количество лабораторий не соответствует количеству ввозимых автомобилей. Их попросту не хватает. Как пояснили в пресс службе Росаккредитации в настоящее время в реестре аккредитованных лиц содержатся сведения о 28 испытательных лабораториях, в область аккредитации которых в качестве методов исследований (испытаний) включен ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Из них 8 лабораторий находится в Дальневосточном федеральном округе. Однако большинство владельцев машин, которые оформляют автомобили в Приморском крае, получают СБКТС в лабораториях, в которые эти автомобили ехали бы неделю. Например, работает на рынке Приморского края экспертный центр (sbkts-vl.ru), который предлагает в сети интернет услуги по выдаче свидетельства о безопасности транспортного средства (СБКТС). «Экспертный центр «СБКТС-ВЛ» занимается оформлением всего комплекса документов на транспорт, необходимых для успешного прохождения таможни при ввозе. «Мы плодотворно работаем как с юридическими, так и с физическими лицами, которые приобрели за границей колёсные транспортные средства, бывшие в эксплуатации, и планируют ввезти их на территорию ЕАЭС для дальнейшего использования», - гласит реклама на сайте экспертного центра. На сайте указано, что «СБКТС-ВЛ» является официальным партнёром лабораторий «Ассоциация «НТЦ РЕСПЕКТ», ООО «ПРОФАВТО», ООО «АВТОТЕХЭКСПЕРТ». А все эти лаборатории, располагаются за пределами Приморского края: в Москве, в Чувашии и Санкт-Петербурге. Вот только, несмотря на отдаленность лабораторий, получать СБКТС можно во Владивостокском офисе по адресу Стрельникова 7. Между тем, в Приморском стоимость свидетельства дошла уже до 10 тысяч рублей. В край ежегодно ввозится около 70 тысяч праворульных машин. И денежный ручей от оформления этого объема распределили между несколькими компаниями. Схема обычная, рыночная - чем меньше компаний, тем выше цена. Создается впечатление, что как только Росаккредитация по какой - либо причине приостанавливает работу одной из лабораторий, все остальные игроки поднимают цены на свои услуги с такой завидной синхронностью, что впору обращаться в ФАС. Совсем свежий пример. Три недели назад у компании «ВладТранс» была приостановлена аккредитация, и цена на СБКТС в регионе вдруг в течении суток поднялась с 5 до 10 тысяч рублей. В самой компании не исключили, что их приостановили только за тем, чтобы другие игроки на рынке смогли на 100% поднять цены. При этом год назад СБКТС стоил 3 тысячи рублей, а несколько лет назад и вовсе 500. Если следовать динамике цен, то получается, что закрытие любой лаборатории поднимает цену на СБКТС на пять тысяч рублей. Так как других разумных объяснений поднятия стоимости «заветной» бумаги на 100% нет. Фактически это выжимание денежных средств у небогатого населения России, которое происходит из-за отсутствия конкуренции и ограниченного количества участников рынка. Правда, за все время работы лабораторий специалисты ФАС ни разу не заинтересовались, почему цены всегда поднимаются одновременно и, что лежит в экономическом обосновании этого повышения? Не замечают каких-либо признаков «сговора» лабораторий и в дальневосточном филиале Росаккредитации. Ну, видимо, его нет, а цены растут сами по себе. Вот только на федеральном уровне поднятие цен вызывает тревогу. «В Росаккредитации считают, что дальнейшее увеличение количества аккредитованных лабораторий должно оказывать положительное влияние на формирование более доступной для граждан стоимости данных услуг, и прогнозируют её снижение при росте количества аккредитованных лиц», - говорится в официальном сообщении центрального аппарата Росаккредитации. Однако в Приморье руководитель Дальневосточного филиала Татьяна Куценко выстраивает работу таким образом, что пока количество лабораторий не только не увеличивается, а сокращается. Приостановка работы местных лабораторий и поднятие цен на услуги компаний, зарегистрированных в центральной части России, это только часть того, что происходит на рынке этих услуг по оформлению машин. Эксперты в области автобизнеса считают, что ценовой шок при оформлении японских машин для дальневосточников еще впереди. Так как сегодня лаборатории выдают свидетельства пока еще по фото, без углубленного осмотра, который требует наличия машины в боксах. Но скоро все изменится. Напомним, что еще несколько лет назад, этой СБКТС-ной «безопасности» по фото должен был прийти конец. По решению Коллегии ЕЭК, в России должен быть введен ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Согласно нового ГОСТ на рынке услуг по выдаче СБКТС, с лета 2021 года останутся только те, компании, которые в реальности будут осматривать и проверять машины на предмет безопасности. Чтобы это исполнить, Приморью нужно минимум еще 15 лабораторий. Неслучайно, что руководство федеральной службы Росаккредитации официально декларирует, что увеличение количества лабораторий в Приморье для их ведомства - приоритетная задача. «В целом по России еще 25 испытательных лабораторий (из них также 8 лабораторий на территории ДФО) подали заявление на аккредитацию (расширение области аккредитации), указав в области аккредитации в качестве методов исследований (испытаний) ГОСТ 33670-2015. Четыре испытательные лаборатории не прошли процедуру аккредитации. В качестве методической поддержки испытательных лабораторий, планирующих получить аккредитацию на ГОСТ 33670-2015, Росаккредитация инициировала разработку обучающего курса для сотрудников лабораторий, который будет доступен на сайте Росаккредитации в конце августа 2020 года. Все заинтересованные лица смогут получить необходимые знания и повысить компетентность в данной области» - поясняют в федеральной службе. Но в Приморье многие лаборатории не могут пройти аккредитацию до сих пор. Бизнес, который уже к июлю 2020 года вложился в создание лабораторий, в которых машины осматривали бы так, как требует новый ГОСТ, пока не может начать работать – в том числе в силу политики надзорных ведомств. Официально «местные» не могут пройти проверки Росаккредитации. При этом независимые эксперты оценивают готовность дальневосточных лабораторий на уровне допуска по работе с методиками нового ГОСТ. А пока растет напряженность автомобильного рынка. Ведь, если не аккредитовывать новых игроков, рост цен неизбежен. Напомним, что с 1 ноября в России прекращается выдача бумажных ПТС, их переводят в электронный вид. Так вот, аккредитованные лаборатории будут выдавать и СБКТС, и ЭПТС, и электронную диагностическую карту техосмотра. Это должно снять нагрузку и с таможни, которой останется только «профильное» занятие – таможенная очистка и сбор положенных при импорте платежей. Но вот дальше начинаются сложности – аккредитованные лаборатории в день смогут при максимальной нагрузке обслуживать 15-25 автомобилей. Приморью нужно уже к концу года минимум 16 лабораторий, а если их количество останется в пределах 8, то цены пойдут «в рост». Уже сейчас срочно получить СБКТС можно, заплатив от 25 до 50 тысяч. Если лаборатории, подавшие заявки, не получат аккредитацию, срочность будет у всех, кто привез себе автомобиль. Иначе ожидание оформления растянется на месяцы. Без сомнений, что люди будут вынуждены переплачивать, и стоимость оформления японского автомобиля дойдет до 70 -100 тысяч рублей. Все предпосылки к этому есть. А между тем, сегодня в Приморье откровенно закрывают глаза, на то, что оформление СБКТС на машины, ввезенные в порт Владивосток, проходит в лабораториях, расположенных на Западе страны. А в центральном аппарате ведомства считают, что это только одно из многочисленных нарушений на местах. «В последнее время зафиксировано увеличение случаев нарушения законодательства в области оценки соответствия среди аккредитованных лиц, а именно случаев выдачи поддельных протоколов испытаний и сертификатов соответствия. Такие недобросовестные участники рынка нацелены исключительно на максимальное получение прибыли, а не на проверку качества товаров, работ, услуг, безопасность которых организации подтверждают. Зачастую автомобиль не покидает таможенный склад временного хранения, сотрудники испытательных лабораторий не выезжают из офисов, таким образом, на дороги общественного пользования попадают небезопасные автомобили, что является несомненной угрозой безопасности для всех участников дорожного движения. Федеральной службой по аккредитации совместно с таможенными органами принимаются меры для недопущения подобных ситуаций, в том числе в ДФО» - говорится в сообщении Росаккредитации.

Росаккредитацию подвел иногородний СБКТС
© Deita.ru