Войти в почту

Русский кастом: культ уникальных машин

Пожалуй именно хот-род — самый главный символ кастом-культуры. Ведь именно с этих колесниц ада началось движение, включающее сегодня множество субкультур. Дело было так. В послевоенные годы набрала популярность модификация автомобилей 1930-х, в основном Фордов. Множество военных с руками из нужного места уволились из армии и искали вкус к жизни и одновременно применение своим слесарным талантам. Дешёвая основа шасси и современные на тот момент моторы V8 давали хороший простор для технического творчества и самовыражения через дизайн. Кузовам спиливали и занижали крыши, удаляли лобовые стёкла, крылья, и бамперы, модифицировали шасси с целью уменьшения дорожного просвета до степени почти полного его отсутствия. И, конечно же, меняли чахлые довоенные силовые агрегаты на мощные V8 с доработками: джентельменский набор включал иные карбюратор, магнето, выпускной коллектор. За счёт дополнительной мощности и тотального облегчения эти аппараты получались громкими, эффектными и главное — очень быстрыми. Чтобы убрать резвых парней с улиц, уже в 1951 году была основана культовая организация — NHRA (Национальная ассоциация хот-роддинга). При её поддержке гонки переехали на соляные озёра в пустынях и невостребованные после войны многочисленные мелкие аэродромы. Так зародился дрэг-рейсинг. Не нужно даже приглядываться к колёсам ведущей оси, чтобы представить себе, сколько времени они заняты любимым развлечением хотроддеров — бёрнаутом. Причём это не только дымовое шоу, которое кому-то может показаться абсурдным, но и необходимая процедура в дрег-рейсинге. Именно так перед стартом прогревается резина, чтобы повысить липкость протектора, а также очистить его от грязи. Кстати, чтобы бёрнауты происходили без вреда для сцепления и тормозных механизмов, дреговые автомобили часто оснащают отключаемым контуром задних тормозов. В хот-родах, как и в любых кастом-проектах, крайне важны детали. Большинство обратит внимание на зловещие корпуса задних фонарей, «пулевые» отверстия в кузове (отсылка к хрестоматийным разборкам в пустынях, а также к бутлегерским временам, когда свап на мощный двигатель помогал убегать от полиции) и красную тонировку в стиле стёкол очков хиппи. Но человек «в теме» также оценит символы на номерных знаках: буквы РАТ читаются как RAT — стиль-утиль «рэт-лук». Помимо рэт-родов c изношенными или даже искусственно состаренными кузовами существует и другой популярный подход, где кузов выведен в идеал и безупречно покрашен, а поверх вручную нанесена сложная графика вроде языков пламени или ещё чего-нибудь инфернального. Выпотрошенный салон — норма, хотя встречаются и расшитые в кожаный ромбик и другие лакшери-варианты оформления интерьера хот-рода. Для таких рэт-родов ещё характерны рули с ободом из мощных звеньев цепи, которые позднее прижились и в лоурайдинге. Поскольку хот-роды не особенно предназначены поворачивать, кресла используются самые примитивные, наподобие автобусных сидений. Топливный бак обычно находится в задней части салона, так как багажник и какое-либо пространство под днищем просто перестают существовать из-за экстремального занижения. Канонический хот-род — это всегда V8. Хотя существуют и проекты с V6 или даже с 4-цилиндровыми моторами, но обычно это какие-то мелкие необычные шасси, на основе которых строят что-то хотродоподобное. Справедливости ради стоит сказать, что кастом на то и кастом, что ограничений не существует — можете поставить в кузов классического Ford Deuce coupe хоть роторный мотор, хоть судовой дизель или авиационный оппозитник. И, возможно, именно тогда тусовка ахнет: «вау, наконец-то прорыв!» Но это не точно — всё-таки, традиции есть традиции. Вот этот аппарат выполнен в аккуратном классическом стиле, безо всякого рэт-лука: строгая качественная покраска, лаконичный пинстрайпинг, дорогие хромированные крагары вместо диких размеров разварок на соседней машине, комфортные кресла, комплектный салон со стёклами. Но глядя на кузов, будет ошибкой считать, что эта машина лучше или даже дороже соседней. Это просто другая стилистика. Интересно выглядит сочетание ультрасовременных светодиодных фар с олдскульной цепной «занавеской» решётки радиатора. Причём все её «прутья» жёстко закреплены сваркой, хотя выглядят, будто свободно висящие. Вся передняя часть собрана на пространственном трубчатом каркасе. Отполированные поверхности атмосферного V8 смотрятся в этой машине органично, а вот зелёный анодированный алюминий передних винтовых стоек подвески — несколько чужеродно с точки зрения принадлежности к эпохе. Впрочем, они составляют отличную компанию новодельной оптике. Важно понимать, что в кастом-культуре сильные проекты не стремятся чем-то казаться — они ровно такие, какими из захотели увидеть создатели. И именно микс старого и нового или типичного с альтернативным и делает автомобиль уникальным. Вторым по хронологии (но едва ли — по значимости) столпом кастом-движения стали лоурайдеры. И главный автомобиль этой субкультуры — конечно же, Chevy Impala второго поколения, выпускавшийся до 1964 года. Но такой машины на Кастом Weekend не было, зато было шикарно доработанное позднее купе третьего поколения — образца 1970 года. Импалы в этом кузове также в большом почёте у адептов лоурайдинга. Салон по меркам жанра можно назвать скромным: тут лишь диван в стиле американского «дайнера» и тот самый цепной руль, который пришёл из мира суровых хот-родов. Но отсутствуют вычурные леопардовые чехлы, меховые кубики, плюш диких оттенков и даже пинстрайп-роспись. Кстати, ещё раз о пинстрайпе. Эта техника росписи пришла в США из культуры Латинской Америки, поэтому иногда абстрактные узоры дополняются сюжетами из местной жизни и философскими сентенциями вроде этой: «мы все умрём». Картина на боку Chrysler PT Cruiser хорошо демонстрирует традиционную мексиканскую жизнерадостность и принятие неизбежного. А задумывались ли вы, что слово «багги» что-то само по себе означает? Первые buggy («жучок») появились в Калифорнии в середине прошлого века, где Жуки переделывались для скоростной езды по окрестным пустыням. Сверхпопулярную модель без сожалений пускали под нож в многочисленных кастомайзерских мастерских и частных гаражах: увеличивали дорожный просвет, ставили большие колёса, облегчали кузов. Словом, использовали феномен нашего Запорожца, который тоже любому кроссверу даст фору по проходимости. Двигатель после всех изменений часто оставался ничем не прикрытым. Да это и не требовалось — наоборот, так лучше охлаждение доработанного агрегата, больше шума и ярче вау-эффект при появлении багги на улице. Концептуально это получается эдакий хот-род наоборот: с большим дорожным просветом, округлым кузовом, находящимся в заднем свесе маленьким мотором. Но идеологически классические калифорнийские багги идеально вписываются в кастом-культуру, потому что дерзко и броско выглядят и дают иной уровень свободы не только самовыражения, но и передвижения. Ещё один привет из 60-х, обладающий мощной харизмой и интересной конструкцией, а значит и подходящий для разного рода тюнинг-проектов. Американская альтернатива знаменитому фольксвагеновскому «бусику» вызывает немедленные ассоциации с вэном из мультфильма Скуби Ду. Ford Econoline — достаточно культовый фургон, который в 70-е был облюбован хиппи и сёрферами, а позже — и кастомайзерами. На базе таких Эконолайнов делают автодома, хотродоподобные кастомы с V8 и заниженной крышей, рэт-проекты и многое другое. Особенно тюнеры любят пикапы-головастики с кабиной с эффектным круговым осткелением — их занижают, ставят открывающиеся назад или вверх двери, меняют двигатель (он расположен примерно как у «РАФика») на мощные V8. Это свежепривезённый в Россию Ford Econoline первого поколения (1961 — 1967). Сегодня в США такую машину и в подобном состоянии (комплектную, на ходу, но с потрёпанным кузовом) можно купить за 5-10 тысяч долларов. Но по прибытии в Россию она будет стоить уже не менее 2 миллионов рублей. И то это сумма считается скромной по меркам отваживающихся притащить американское ретро — всё дело в том, что такие фургоны оформляются на нашей таможне по щадящим грузовым тарифам. В случае с легковыми автомобилями суммы выходят просто запредельные, поэтому ввоз классических масл-каров в нашу страну ничтожен, хотя обеспеченных любителей этой культуры немало. Конечно, в России чаще встречаются более новые поколения американских фургонов — родом из 80-х. Они олицетворяют собой романтику понятий road trip и van life, обладая очень уютными и комфортными салонами и массой пространства внутри. На основе таких вэнов часто строят автокемперы. Внешность этих машин настолько самобытна, что даже без явных следов кастомайзинга они выглядят на тусовке Кастом Weekend своими. Самая популярная у нас модель — конечно же, Chevy Van. Вторая концепция использования вэна — постройка вместительного внедорожного автобуса. Но для этого недостаточно лифтануть кузов, поставить большие колёса с грязевой резиной и навесить по кругу силовые пороги и бамперы. Проблема большинства американских автобусов в том, что они заднеприводные. Но существуют пакеты апгрейда трансмиссии от сторонних фирм — судя по шильдику 4х4, на этом Форде такой и установлен. Американцы, кстати, различают понятия AWD (all wheel drive) и 4х4 (оно же — 4WD), подразумевая под первым конструкцию с муфтой, а под вторым — постоянный полный привод с дифференциалом. Если удастся оторвать взгляд от решётки радиатора этого Форда, то правее можно заметить шильдик Explorer. В данном случае он означает не одноимённую модель внедорожника Ford, а, возможно, название тюнинг-компании. Фирма Explorer Van Company из Индианы как раз делала доработки таких автомобилей, а сейчас занимается актуальным поколением фургонов Ford, GMC и Mercedes-Benz. Вэны Ford E-серии частично унифицированы с пикапами F-серии. От них автобусам зачастую и перепадает передний ведущий мост. Конкретно этот грузовичок играет не последнюю роль на российской кастом-сцене — он красиво буксирует прицеп с заокеанской классикой, которую находят и реставрируют ребята одной из московских мастерских. Конечно, это куда комфортнее делать современным дизельным внедорожником, но кастом-культура — она не про трезвый расчёт, а про торжество стиля над выгодой. Ещё одно распространённое применение просторных и брутальных американских микроавтобусов — переделка их в фуд-трак. Ну не из «Каравеллы» же вкушать огненные буррито, чили кон карне и хот-доги с двойным халапеньо! Эпоху масл- и пони-каров кастомайзинг также не обделил вниманием. Эти идеологические наследники хот-родов также пребывают как в панк-облике (Camaro на переднем плане), так и в статусе высокобюджетных рестомодов (небезызвестная в Москве Chevrolet Nova на заднем). Американская техника хорошо подходила для безумных тюнинг-забав примерно до начала 80-х, когда все габариты и объёмы ужались, привод стал массово передним, а формы — скупыми. Отдельный необъятный мир — кастом-байки. Рецепты доработки мотоциклов неизбежно переплетаются с автомобильными — здесь общие многие техники окраски и раскраски, обработки поверхностей, применение кожи, хрома, светодиодов и других экстерьерных и технических решений. Автор этого материала не сильно разбирается в мотоциклах, поэтому не готов комментировать представленные на Кастом Weekend экземпляры с точки зрения тюнинга и соответствия канонам. Но общий принцип такой же, как в автомобилях — взять интересный объект и видоизменить его комплексно или точечно, чтобы придать присущее всему движение настроение свободы. Единственное существенное отличие состоит в том, что автомобильная техника в стиле kustom предполагает образец старше условного 1990 (плюс-минус, со своими исключениями, конечно же) года выпуска и в основном американского производства. Всё, что новее — уже не совсем подпадает под это понятие и относится к другим направлениям тюнинга. А более консервативные сами по себе мотоциклы допускают кастомизацию как ретро-моделей, так и вполне современных по дизайну и выпускаемых даже сегодня. В том числе японских и немецких байков. Если есть что поправить или добавить к этой парадигме — добро пожаловать в комментарии! А эти велосипеды легко принять за арт-объекты, но на самом деле они полнофункциональны и с невероятным стилем возили своих владельцев по площадке. Вообще, для всей кастом-культуры характерно понятие «флексить» — в этом контексте оно означает красоваться на местности, демонстрировать себя и свой кастом окружающим, получая от процесса удовольствие. Именно этим занимаются владельцы лоурайдеров, устраивая танцы кузова на ходу во время своих неторопливых покатушек. Несколько отличается процесс «круизинга» — под ним обычно понимается душевная авто-, мото- или даже велопрогулка в размеренном темпе, причём на маршруте не обязательно должны присутствовать зрители-обыватели. Это может быть красивая дорожка или улицы пустынного ночного города — главное, чтобы участников заряжала эстетика происходящего. Хотя флексить и круизить можно и в одиночку, разница лишь в том, куда обращена энергетика кастома — наружу напоказ или на водителя. Со сцены позади этого вело-лоурайдера играет идеально соответствующий атмосфере мероприятия мелодичный калифорнийский сёрф-рок. Дальше звучание со сцена становится жёстче — кастом-культура всегда развивалась под звучание рокабилли, металла, панк-рока, рок-н-ролла и смежных музыкальных направлений. А вот это не просто смешная поделка из боковой коляски мотоцикла, а нечто гораздо большее. Это и есть плоть от плоти кастом — транспортное средство, которое даже не никогда существовало, но появилось благодаря необузданной фантазии и заточенным как надо рукам. Понятно, что сделали этот болид ради прикола — пару раз прокатиться да по выставкам повозить. Но работа с деталями (посмотрите на оптику, сиденье, благородный руль и полированный хром двигателя) и доведение идеи до полной функциональности в полной мере отражает маниакальный подход кастомайзеров к своим творениям. Неважно зачем — важно как и что получится в итоге. На создание этого столь же нелепого, сколь и очаровательного транспортного средства потратили немало ресурсов — не так уж и просто поставить мотоколяску на четыре колеса, сделать управляемую ось и заставить всё это ехать. Но кастомайзеры вложили в это свой труд, душу и другие ресурсы — всего лишь чтобы сделать что-то особенное, уникальное. Поэтому можно порадоваться за то, что несмотря на все курсы валют, пошлины и административные сложности наша кастом-культура переживает свои лучшие времена. Одни, вопреки всем преградам. тащат сюда американскую классику, другие освоили лоурайдинг по-русски, третьи делают мото- и авто-проекты мирового уровня. Поэтому кириллическое написание «кастом» имеет точно такое же право на существование, как и оригинальное custom и неологизм kustom. Любой знакомый с английским языком заметит, что в словосочетании kustom kulture что-то не так. А вот автомобильный энтузиаст одобрительно кивнёт головой — ведь кастомайзерам не писаны правила, и они всегда верны бунтарскому духу своих творений и вообще стиля жизни. Для них слово custom означает индивидуальный, персональный. Особенный стиль и непохожесть ни на кого, кроме себе подобных. Поэтому даже словосочетание custom culture немного кастомизировали с помощью буквы k, превратив в устойчивый неологизм. Давайте заглянем в гости на мероприятие Кастом Weekend и посмотрим, с чего всё начиналось и к чему пришло сегодня!

Русский кастом: культ уникальных машин
© Motor.ru