Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Как в городах России решили избавиться от дорожных пробок

Цель акции - показать, как можно снизить пробки на дорогах и оздоровить экологическую ситуацию в городах. Правда, на следующий день все возвращается на круги своя.
Как в городах России решили избавиться от дорожных пробок
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как реально сегодня решают проблему дорожных пробок в городах России. На чей опыт надо обратить внимание. И как можно сократить поток авто на дорогах.
Поставить на рельсы
Новосибирск - крупнейший транспортно-логистический узел Сибири, для которого проблема автомобильных пробок так же актуальна, как для любого мегаполиса. Жители города жалуются, что не могут порой даже из двора своего дома выехать.
В часы-пик - с 7.30 до 9.30 и с 18.00 до 20.00 часов - новосибирцы проводят в пробках больше часа, а в летний период, когда потоки машин устремляются в южном направлении - к берегам Обского моря и дачам, можно весь вечер провести в дороге.
В июле этого года у города появилась комплексная схема организации транспортного обслуживания и дорожного движения до 2034 года. То есть в перспективе на 15 лет вперед у Новосибирска есть понимание куда и как двигаться. Так куда?
Одним из приоритетов становится общественный транспорт, рассказал "РГ" заместитель руководителя управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, доцент кафедры электротехнических комплексов Новосибирского государственного технического университета .
Власти города делают ставку на развитие трамвая и городской железной дороги. А также автобусного и троллейбусного движения по выделенным полосам.
К 2030 году планируется построить до 30 километров трамвайных путей, провести их в густонаселенные районы Новосибирска и до станций метро. Сейчас идет реконструкция существующих путей, в том числе их обособление от других участников движения - вдоль путей укладывают поребрики, делают платформы. Это необходимо, чтобы у трамвая был непрерывный режим движения и ему никто не мешал.
Для развития городской железной дороги есть все договоренности между мэрией Новосибирска, правительством региона и . "Мы возлагаем большие надежды на реализацию проекта "Городская электричка". Это не столь отдаленная и затратная перспектива, как может показаться на первый взгляд, - уверяет глава города . - Уже есть наработки, связанные с южным направлением, которые решают проблему транспорта из Академгородка до центра Новосибирска".
Михаил Никулин убежден, что развитие только улично-дорожной сети не спасет ситуацию с пробками. Да и денег потребуется значительно больше. "Если строишь многоуровневую развязку и расширяешь дорогу, - поясняет собеседник "РГ", - то повышаешь пропускную способность в локальном месте. А пробка перемещается на другой перекресток. Поэтому по идее развязки нужно делать на каждом перекрестке. В среднем их строительство обходится в 4-6 миллиардов рублей. Возможно, в таком случае магистраль поедет, но она разрежет город пополам и сделает недоступными другие территории. И тогда нужно будет возводить пешеходные переходы, чтобы их соединить. То есть еще и еще вкладывать средства".
Поэтому, резюмирует Михаил Никулин, заниматься только адаптацией улично-дорожной сети для возрастающего автомобильного потока - путь в никуда. Необходимо как можно больше горожан "переориентировать на другие способы передвижения - пешеходное и общественный транспорт". Чем сейчас и занимаются в Новосибирске.
Объединить дороги
В Иркутске, который тоже задыхается от пробок, на первое место поставили другое направление. Здесь намерены создавать новые точки социально-деловой активности в разных районах города, рассказали "РГ" в мэрии. Это снимет напряженность в исторической части Иркутска.
Второе направление - создавать единую транспортно-логистическую сеть грузового и пассажирского транспорта с муниципалитетами, граничащими с Иркутском. И интегрировать ее в федеральную и региональную системы. Это строительство обходов областного центра, которые, по сути, создадут кольцевую автомобильную дорогу вокруг Иркутска.
Правительство Иркутской области уже поддержало проект по строительству таких обходов. В направлено соответствующее письмо.
Главное - припарковать
"Самые главные пробки образуются на основных магистралях и на въездах в город. Вот там очень нужны дублеры, развязки, широкие дороги", - согласен с иркутскими коллегами депутат законодательного собрания Нижегородской области .
Отдельный разговор - центр города: здесь улицы Нижнего Новгорода можно расширить только за счет строений. "А многие из них - объекты культурного наследия, их не снесешь. Поэтому в исторической части предпочтение надо отдать парковкам, - уверен депутат. - До сих пор не пойму, почему отказались от проекта подземного паркинга под площадью Минина возле нижегородского Кремля".
Платные парковки в историческом центре города начали появляться лет пять назад. Сейчас этот процесс интенсифицируется. В начале года городская администрация заключила концессионное соглашение с одной телекоммуникационной компанией по обустройству в городе примерно 5,3 тысячи парковочных мест. Правда, пандемия сдвинула сроки реализации проекта.
А вот в эффективность выделенных полос для общественного транспорта Юрий Лебедев не очень-то верит. Одна уже появилась на проспекте Гагарина прошлым летом и вызвала массовое недовольство автомобилистов, поскольку им оставили для движения лишь две полосы, что явно недостаточно для свободного передвижения. Вторая должна появиться в сентябре на Московском шоссе.
Закон помог с ремонтом
Еще одна проблема - дорожные работы. Зачастую пробки вызваны тем, что они сильно затягиваются.
Недавно внесены серьезные изменения в федеральное законодательство: подрядчиков можно будет определять по конкурсу, а значит, прописывать требования к его работе. Например, необходимое количество специализированной техники на балансе предприятия, штатных дорожных рабочих, их квалификацию.
Это позитивно отразится на качестве и сроках проведения работ, уверены в регионах. До этого подряд на право проведение работ в рамках аукционного законодательства выигрывала фирма, которая предлагала за свои услуги наименьшую цену.
Пример столицы
Обратить внимание на опыт столицы предлагает , представитель Федерации автовладельцев России в Казани. Это может показаться странным, ведь в Москве тоже есть пробки и часто очень серьезные. Но там есть эффективней метод, который поможет другим городам и Казани в первую очередь, уверен Рамиль.
"В столице, - говорит он, - очень часто меняют схемы движения, чтобы смоделировать разные ситуации и понять, как лучше. У нас существует Центр организации движения с прекраснейшим оборудованием, который тоже мог бы заняться этим. В Казани схемы десятилетиями не меняются. Есть многолетние проблемные перекрестки, участки. Нужно почаще экспериментировать со схемами. И не надо бояться ошибиться. Если станет хуже, всегда можно вернуться к прежнему варианту или попробовать что-то другое. Но стоять десятилетиями на одном месте неправильно".
Подробнее читайте в ближайшем номере "Российской газеты".