Почему в РФ пока не готовы к введению налога за езду на машине в городе
Рекомендации для муниципалитетов озвучил глава Центра индустриальной экономики и новых технологий Ifo Оливер Фальк. Его команда подсчитала, что ежедневная пошлина в размере 6 евро уменьшит пробки на 23%, а в размере 10 евро - на 30%. Расчеты делались для Мюнхена, где дорожные заторы приводят к огромным издержкам. По данным института, в 2018 году каждый житель баварской столицы в среднем провел в пробках 140 часов. Индивидуальные убытки от такого простоя оцениваются в 2500 евро. Чтобы мера возымела эффект, налог должны платить все без исключения - и местные жители, и путешественники, и таксисты, которые используют езду по городу для заработка. Однако ставку можно снизить в тех немецких регионах, где платежеспособность населения ниже, чем в Баварии. Чтобы мера возымела эффект, налог должны платить все без исключения - и местные жители, и путешественники, и таксисты Учитываются и другие факторы. Если в том же Мюнхене на 1000 жителей приходится 460 автомобилей, то в Берлине этот показатель ниже - 326 машин. В качестве компенсации власти могли бы предложить горожанам некий соцпакет или годовые билеты на электрички и автобусы. Некоторые эксперты видят альтернативу в повышении платы за парковку. Но экономисты из Ifo сомневаются, что это поможет разгрузить уличное движение. В России введение подобного налога на транспорт было бы весьма сомнительной мерой, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. "У нас другая ментальность. Такой шаг приведет лишь к дополнительной финансовой нагрузке на владельцев автотранспорта, но вряд ли приведет к тому, что количество машин снизится", - отметил он в беседе с "РГ". В России уже есть закон, который позволяет городским и региональным властям ввести ограничения на использование автомобилей, например, по экологическому классу, по возрасту автомобиля и по другим параметрам, напоминает автоэксперт Игорь Моржаретто: "Но ни один регион пока этим законом не воспользовался". Представители городских властей говорят, что даже в перспективе не рассматривают такую возможность, подчеркивает Игорь Моржаретто. По мнению Моржаретто, обсуждаемые в Германии меры вряд ли простимулируют россиян больше пользоваться общественным транспортом, зато могут вызвать волну социального протеста. Причина в том, что россияне еще слишком "молодая автомобильная нация". Возможность купить автомобиль у многих россиян условно появилась только в середине 1990-х годов, и потому многие еще хотят поездить на личных автомобилях. Кроме того, в России распространены дачи, которые также подталкивают к использованию личного автомобиля. Пересадить как можно больше россиян на общественный транспорт власти крупных городов сейчас стараются за счет повышения стоимости парковки, а также обновления системы общественного транспорта. Например, в Москве в рамках реализуемой программы вводятся разветвленная сеть маршрутов, удобные способы оплаты проезда, развивается каршеринг, указывают эксперты. Также повысить привлекательность общественного транспорта можно за счет устройства выделенных полос. С учетом часто возникающих в городах пробок поездка на автобусе по выделенным полосам может существенно сократить время на передвижение по городу, говорит Афонский. К тому же использование общественного транспорта должно быть привлекательно с финансовой точки зрения. То есть затраты на оплату проезда должны быть ниже затрат автовладельца на обслуживание личного автомобиля и приобретение топлива. Пока до этого россиянам далеко. А вот немцы уже не первый раз выступают с подобными идеями. Год назад глава Ассоциации городов Германии Хельмут Деди призвал правительство дать коммунам зеленый свет на эксперименты с транспортным налогом. В этом вопросе Берлин оглядывается на Лондон, где автомобилисты с 2003 года должны платить за право въехать в центральную часть города. Сбор взимается с каждого автомобиля, пересекающего платную зону с понедельника по пятницу, с 7.00 до 18.00. Точнее, так было до недавних пор. Но из-за пандемии, которая нанесла большой ущерб общественному транспорту, мэр Лондона Садик Хан распорядился увеличить время сборов до 22.00. Выросла и его сумма - с 11,5 до 15 фунтов. По пути англичан решили пойти в США. Как ожидается, в 2021 году Нью-Йорк станет первым американским городом, где водителей обяжут платить за въезд в самые оживленные районы. Речь идет о юге Манхэттена, передает агентство Bloomberg. Тарифы устанавливает специальная комиссия транспортного управления. Вырученные средства пойдут на модернизацию нью-йоркского метрополитена. Продолжение темы читайте в ближайшем номере "Российской газеты" У нас это не сработает Пересадить россиян из личных авто на общественный транспорт, чтобы сократить пробки, пытаются и в России. В том числе введением для частников платы за проезд. Недавно в соцсетях взахлеб обсуждали инициативу минтранса сделать муниципальный транспорт бесплатным, а большинство дорог - платными. Несколько лет назад намеревались брать деньги за въезд в центры мегаполисов. Это долго обсуждали во власти и экспертном сообществе, но дальше слов дело не пошло. Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, насколько жива еще эта идея в регионах. И насколько она может быть эффективной в наших условиях. Идея взимания платы за въезд в исторический центр на личном транспорте не нова для многих городов мира, отметили в мэрии Иркутска. И наш город мог бы перенять этот опыт. Но… Нужны перехватывающие парковки, которых пока нет. Также необходимы комфортные условия в общественном транспорте. Только обеспечив два этих условия, подчеркнули в мэрии, можно говорить о праве муниципалитета взимать плату за въезд в исторический центр. "Да никогда не решит проблемы ликвидации автомобильных пробок простое введение платы за проезд по городу!" - убежден депутат Законодательного собрания Нижегородской области Юрий Лебедев. Почему? По его словам, большинство российских городов, включая и Нижний Новгород, в развитии городской дорожной инфраструктуры отстали на несколько десятилетий. "Это комплексная задача, - поясняет депутат свою позицию. - Она включает в себя расширение улиц, строительство дорог-дублеров основных магистралей, многоуровневых развязок, наземных и подземных парковок, в том числе платных, согласование работы такси. А если в одночасье сказать: теперь за проезд по городу платите деньги, боюсь даже представить реакцию как владельцев авто, так и "безлошадных" горожан". "Мне кажется, пока мы не готовы к таким сборам. И у нас это не будет работать, - согласен представитель Федерации автовладельцев России в Республике Татарстан Рамиль Хайруллин. - В Казани тоже не первый год ведут разговоры о платном въезде в центральную часть города, но, к счастью, ничем не заканчиваются". По его мнению, у наших водителей менталитет отличается от европейского. "Там более законопослушные граждане, а у нас думают, как бы обмануть систему, - такова, по версии Рамиля Хайруллина, одна из главных проблем на дорогах. - Должно вырасти новое поколение водителей, которые будут соблюдать и чтить закон независимо от полицейских и камер на дорогах". Вообще, если честно, собеседники "РГ" более охотно обсуждали другие варианты, которые, по их мнению, реально могут пробить пробки на городских дорогах. Среди них есть и такие, которые помогут пересадить автомобилистов на общественный транспорт. Но это не связано с введением "сбора за предотвращение пробок". Подготовили Олег Корякин, Наталья Решетникова, Ирина Штерман, Андрей Чугунов