Приоритеты общественного движения: какие автобусы выбирают пассажиры и перевозчики
На рассмотрении Минтранса в настоящее время находятся заявки городских агломераций, претендующих на участие в 2021 году в программе обновления подвижного состава пассажирского транспорта. Финансирование закупок осуществляется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели федеральный бюджет направит 4 млрд рублей, и 2,6 млрд рублей вложит Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Основные условия получения господдержки – приобретение подвижного состава большого или особо большого класса со 100% низкопольной частью салона, эксплуатация новых машин на магистральных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Из шести десятков претендентов Минтрансу предстоит отобрать всего 20. В 2020 году участниками программы стали 12 городских агломераций – Белгородская, Воронежская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Пермская, Самарско-Тольяттинская и Череповецкая. С привлечением средств федерального бюджета они смогут приобрести 447 газомоторных автобусов большого класса и 64 троллейбуса. Однако это лишь малая часть реальных потребностей рынка. В планах правительства оказать поддержку регионов в закупке 95,7 тысячи автобусов, 6,5 тысячи троллейбусов, 6,7 тысячи трамвайных вагонов и 3,5 тысячи электробусов. Десятилетний бюджет комплексной программы обновления пассажирского транспорта оценивается в 5,1 трлн рублей. Задача более чем актуальна, учитывая, что в настоящее время средний возраст автобусов в нашей стране превышает 15 лет. В связи с этим остро стоят вопросы безопасности. Общественный транспорт крупных городов за последние 20 лет пару прошел путь от практически полного развала советской модели до лучших мировых практик, напоминает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Результат преобразований – модернизация транспортной инфраструктуры, внедрение технологий цифровых сервисов, патронируемая федеральными властями программа обновления подвижного состава. Эксперты отмечают, что рынок пассажирских автобусных перевозок в России особенно емкий. На его долю приходится 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта. Услугами муниципальных и коммерческих автобусов каждый день пользуются жители примерно 1,6 тысячи больших и малых городов, поселков городского типа. В пригородном и междугородном сообщении транспортные компании обеспечивают перевозки людей между 85 тысячами населенных пунктов по всей России. Только в Москве эксплуатируются почти 10 тысяч автобусов. Они обслуживают 971 городской маршрут, перевозят более 5 млн пассажиров в день. Столичный автобусный парк самый молодой не только в России, но и в Европе. Все машины соответствуют экологическому стандарту Евро-5, доступны для маломобильных граждан. Несмотря на это, Мосгортранс продолжает приобретать новые машины, чтобы не уступать лидирующей позиции. Только в текущем году будет закуплено свыше 1,3 тысячи штук. Следует сказать, что Москва, Петербург, областные и республиканские центры располагают большими возможностями для реализации таких проектов. Они служат примером для других городов, формируют запрос автопрому и дилерам на обновление автобусных парков – муниципальных и коммерческих. В общей сложности в России в эксплуатации находится более 400 тысяч автобусов. Плановый срок службы ограничен 10 годами. Таким образом, чтобы к 2030 году провести ротацию всего автопарка страны, необходимо закупать по 40 тысяч автобусов в год. Ведущие отечественные производители – Группа ГАЗ и КамАЗ – готовы обеспечить потребности внутреннего рынка в автобусах и электробусах. Они собирают современные машины, полностью отвечающие мировым стандартам комфорта и безопасности пассажиров. Для российского автопрома госпрограмма обновления автобусных парков городских агломераций – уникальный шанс вывести свои предприятия на проектную мощность. Например, принадлежащие Группе ГАЗ Ликинский, Павловский и Курганские заводы из-за ограниченного спроса порой бывают загружены заказами всего на 40%. Есть потенциал для наращивания объемов выпуска микроавтобусов на Горьковском автозаводе. За своего клиента автопроизводитель, на долю которого приходится до 45% российских продаж в сегменте LCV, борется рыночными методами. Так, в 2019 году спросом пользовалась «ГАЗель NEXT». Всего было реализовано 29,3 тысячи штук. Этот микроавтобус, сошедший с конвейера в 2017 году, предназначен для городских и междугородных маршрутов. В основе успеха «ГАЗели NEXT» – доступная цена, простота в обслуживании, низкая стоимость владения, высокий ресурс кузова и силовых агрегатов. У автобуса «Вектор NEXT» – свои конкурентные преимущества. Каждая модификация машины предназначена для работы на определенных маршрутах. Унификация позволяет существенно снизить эксплуатационные издержки. Модельный ряд включает версию «Доступная среда» для перевозки маломобильных пассажиров. У машины – низкий уровень пола у задней двери, расширенный дверной проем, просторная накопительная площадка с оборудованным местом для коляски – детской или инвалидной. В свою очередь, «Вектор NEXT» в пригородном и междугородном исполнении подходит для длинных маршрутов, когда важны устойчивость машины на дороге, эргономичные кресла и другие «мелочи», делающие поездки комфортными и безопасными. Отдельно стоит сказать о новинке 2020 года – микроавтобусе «ГАЗель CITY». На сегодняшний день у нее нет аналогов на российском рынке. Машина рассчитана на перевозку 22 пассажиров: в базовой комплектации 17 сидячих и пять стоячих мест. Она спроектирована в соответствии с требованиями программы «Доступная среда». В микроавтобусе – просторный салон, низкий пол, выделено место для инвалидной коляски. ©«Группа ГАЗ» Вообще следует признать, что продукция Группы «ГАЗ» в России и за рубежом имеет прочную репутацию. Транспортные компании отдают ей предпочтение с учетом соотношения цены и качества. Клиентам предлагают выгодные условия приобретения машин по Trade-in, различным кредитным и лизинговым программам. Двигатели современных автобусов семейства «ГАЗ» – бензиновые и дизельные. Их отличают высокая экономичность, надежность и соответствие экологическому стандарту Евро-5. На некоторых моделях предусмотрена возможность перевода двигателя на газ. «Серийно производятся автобусы с двигателями, использующими в качестве моторного топлива компримированный природный газ метан (CNG). Такими двигателями агрегатируются автобусы всех классов, от малого до особо большого», – говорит заместитель директора по продажам «ГК «Современные транспортные технологии», дистрибьютор бренда ГАЗ Евгений Носов. По словам эксперта, несмотря на относительно большую стоимость автобусов CNG по отношению к дизельным и бензиновым, экономический эффект появляется уже при пробеге 100 тысяч километров. Ведь эксплуатация «газового» автобуса обходится почти вдвое дешевле, чем дизельного аналога за счет разницы в стоимости топлива. «Кто из перевозчиков умеет считать деньги – приобретает автобусы на ГМТ. Кризисная ситуация с пандемией коронавируса и падением пассажиропотока до 70% показала эффективность эксплуатации автобусов на газомоторном топливе», – продолжает Евгений Носов. Если эксплуатация дизельных машин в мае–июне не окупала даже затрат на ГСМ, то газовые автобусы приносили, конечно, меньший, чем обычно, но стабильный доход. При планировании развития пассажирского транспорта власти должны решить, какие автобусы оптимально подходят для конкретной городской агломерации. У каждой свои преимущества. «Автобусы среднего и большого класса требуют меньше места в городской среде в расчете на перевезенных пассажиров, чем микроавтобусы. При большом пассажиропотоке и ограниченном пространстве дорожно-уличной сети они эффективны», – говорит Дмитрий Завьялов. Однако когда речь идет о районах с низким трафиком, большими расстояниями и ограниченным пассажиропотоком, то микроавтобусы незаменимы. То же самое касается регулярных маршрутов между небольшими населенными пунктами, перевозок пассажиров в выходные и праздничные дни. С точки зрения операционных расходов, покупка и содержание микроавтобусов обходится дешевле. Заметно ниже издержки на ремонт и запчасти. Неудивительно, что «ГАЗель» окупается в среднем за год. Для региональных операторов или маршрутов местного значения инвестиции в микроавтобусы объективно выгодны, убежден Дмитрий Завьялов. Ну а для Москвы, Петербурга, республиканских, краевых и областных центров в приоритете автобусы большого или особо большого класса, способные успешно справляться с пассажиропотоком в час пик.