Войти в почту

Российским бензоколонкам пытаются вставить «новые мозги»

Для российских программистов не составит труда решить проблему с контролем количества заливаемого топлива в пользу АЗС До конца года в России могут закрыться до 30% АЗС, прогнозирует вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Причина тому - введение с 1 октября нового стандарта для топливораздаточных колонок. Согласно установленным требованиям на заправках должно быть установлено оборудование для контроля количества заливаемого топлива, колонки должны быть оснащены программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа. Требование к точности отпуска ужесточено с 0,5 мл на литр (из них 0,25 мл на литр с учетом температур) до 0,25 мл на литр без учета температур. Новые требования распространяются на новые топливораздаточные колонки и не касаются уже находящихся в эксплуатации, заверил ТАСС замглавы Росстандарта Алексей Кулешов. По мнению Дмитрия Гусева, рекомендательный характер ГОСТа от ответственности не избавит, так как в рамках действующего КоАПа за нарушение точности отпуска топлива предусмотрены штрафы. «Росстандарт уже разослал владельцам АЗС письма с требованием соблюдать новый ГОСТ», - заявил он «Известиям». При этом пояснений о сроках на переоборудование и возможных санкциях за их несоблюдение нет, добавил он. Вместе с тем, по словам эксперта, из 23 тысяч АЗС в России около 60% - независимые, и обновление им будет не по карману. Кроме того, Дмитрий Гусев сомневается, что производители смогут обеспечить необходимое количество нового оборудования. В Российском топливном союзе считают, что поскольку выполнение требований ГОСТа является добровольным, то к закрытию АЗС это не приведет. «Все колонки старого стандарта будут заменяться по мере модернизации на новые, которые уже этому ГОСТ соответствуют», - пояснил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Кроме того, стандарт, по его словам, относится, прежде всего, к производителям колонок, поэтому панику поднимать рано. Президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин также считает, что для беспокойства поводов нет. - Требования не для АЗС, а для колонок и их производителей. То есть при выпуске топливораздаточной колонки производители должны это учитывать. На деятельность действующие сейчас автозаправочные станции это никак не повлияет, а соответственно, никак не может повлиять на ценообразование (на бензин – ред.). «СП»: - Но некоторые эксперты из НТС уверяют, что из-за новых требований до трети АЗС могут закрыться до конца года. - На мой взгляд, коллеги не до конца разобрались в требованиях нового ГОСТа и дали неправильную информацию о том, что сейчас все топливораздаточные колонки должны установить это оборудование, а по факту оно должно устанавливаться на том оборудовании, которое произведено на заводе. «СП»: - Производители готовы будут обеспечить спрос? - Без проблем, но это уже другая ситуация. Даже если при внедрении требований стоимость колонки повысится, то это никак не повлияет на ценообразование нефтепродукта на АЗС сегодня. «СП»: - Владельцев АЗС не заставят добровольно-принудительно менять оборудование, а это ведь влетит в копеечку? - Нет. Росстандарт дал разъяснение, что все это касается только вновь производимого оборудования. «СП»: - То есть пока автомобилисты могут спать более-менее спокойно? - Да. В самом Независимом топливном союзе удивлены и, похоже, не очень довольны заявлениями коллеги. Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов заявил, что это личная позиция Дмитрия Гусева. - Я возглавляю аналитический центр НТС и никаких подобных прогнозов не делал. А член комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев к самой идее нового ГОСТа отнесся скептически. - В старых вариантах колонок была возможность механического изменения подаваемого объема, и этим широко пользовались. Но если старые колонки будут полностью заменены на более современные, то следует очень скоро ожидать появление программных продуктов, которые позволят перепрограммировать эти колонки. Конечно, это (новый ГОСТ – ред.) благое стремление и, безусловно, шаг в нужном направлении, но это попытка с негодными средствами, потому что против наших программистов никакого способа борьбы не существует. Это, скорее, демонстрация стремления власти к наведению порядка, но вовсе не наведение порядка. «СП»: - Но что-то реально можно сделать, чтобы решить проблему недоливов, да и другие? - Можно и очень легко. Надо вернуть ликвидность всему сектору нефтеперерабатывающей промышленности. Для этого надо отменить акциз на бензин и дизельное топливо. На самом деле, единственный способ борьбы – это конкуренция. Пока все находятся в зоне убыточности, они будут бороться со своей убыточностью посредством недолива, снижения качества и так далее. То есть теми способами, которые им доступны. В ситуации, когда все смогут получать прибыль, будет борьба за прибыль, борьба за клиента. Соответственно, сами заправщики будут следить за тем, чтобы и заливали полностью, и качество было высокое, иначе к ним люди не пойдут. Это элементарный способ, с которого начинаются все учебники по рыночной экономике. Что надо делать, ясно даже ежу, но этот еж должен быть специалистом. А у нас те, кто заведует экономическим блоком в правительстве… Люди там разные, но нулевые в экономике, поэтому у нас, к сожалению, все так и управляется. У нас все нефтеперерабатывающие заводы убыточны с 1 января 2019 года, после того как последний раз подняли налоги. Соответственно, вся цепочка, которая идет за нефтеперерабатывающими заводами, убыточна. Вплоть до розничной торговли бензином и дизельным топливом. Есть вопиющие примеры. Находящийся рядом с Тюменью Антипинский НПЗ, как известно, обанкротился. Правительство его вытаскивало оттуда, куда он провалился. Но – Антипинский НПЗ находится в середине главного нефтедобывающего региона мира! Так вот, он не может купить себе нефть, находясь в центре этого региона. Какую же надо построить экономическую модель в государстве российском, чтобы добиться такого результата? Людям, это сделавшим, даже Шнобелевской премии мало. Я уже не говорю о том, что при нынешней экономической модели не строятся нефтеперерабатывающие заводы. Восточная нефтехимическая компания должна была построить завод рядом с Находкой. Это отложено на неопределенное будущее, потому что нет возможности обосновать инвестиции. Ни один банк не даст денег под проект, который не может окупиться. Так вот, ВНХК не может окупиться. На Дальнем Востоке у нас вырабатывается 50% необходимого топлива – надо 6 млн. тонн в год, а вырабатывается три. Там нужен новый мощный нефтеперерабатывающий завод, такой как ВНХК. Кроме того, на верфи «Звезда» строится серия танкеров для перевозки сжиженного метана. Это перспективное направление газовой отрасли России. Но нужны теплоизолирующие материалы. Сейчас их приходится покупать в Китае или Южной Корее, потому что на месте их никто не производит. Это тоже должна[U1] была делать ВНХК. Такие примеры убийственны. У нас проблема - отсутствия рыночной экономики. С одной стороны, административно регулируются цены на бензин и их поднимать нельзя, соответственно, невозможно обеспечить прибыль. С другой стороны, налоги таковы, что все производство нефтепродуктов и дальнейшая цепочка убыточны. Вместо того, чтобы обеспечить нормальные условия и инвестиционный климат, у нас придумывают методы управления и контроля, которые должны все исправит. Чушь это! При нашем уровне программистов эти колонки будут перепрограммированы за один день.

Российским бензоколонкам пытаются вставить «новые мозги»
© Свободная пресса