«Красное знамя» диктует автомобильную моду
Только что прошедший в Пекине международный автосалон по праву стал в этом году главным событием мировой автомобильной жизни. Вот как это мероприятие выглядит в цифрах. Как сообщили в оргкомитете, всего на Пекинской международной автомобильной выставке 2020 года Auto China 2020 было представлено 785 автомобилей. Посетители стали свидетелями международного дебюта 82 новых моделей, а также увидели 36 концептуальных транспортных средств и 160 автомобилей на альтернативных источниках энергии. Все это разнообразие было выставлено на площади 200 тыс. квадратных метров. Выставка, прошла под девизом "Умный транспорт для будущего", сделав упор на высоких технологиях, включая интеллектуальную сеть и «системы совместного использования». Пекинский автосалон и в «мирное» время входил в тройку крупнейших и самых престижных. А в условиях пандемии, когда его конкуренты (Детройтский и Франкфуртский салоны) отменили очные мероприятия, а Женевский автосалон ограничился онлайн-презентациями, Пекинское мотор-шоу вылилось в самое масштабное мероприятие автомобильной моды года. Этим объясняется особый интерес к нему: машины ведь непременно надо увидеть воочию, потрогать, посидеть за рулем. Такую редкую по нынешним временам возможность Китай смог предоставить специалистам и любителям, одержав беспрецедентную победу над пандемией коронавируса. В то время, когда на США и Европу надвигается вторая волна эпидемии, Китай жестко контролирует ситуацию, стремясь не допустить завоза зараженных из-за рубежа. В Пекин пожаловали все мэтры автомобилестроения еще и потому, что китайский рынок – самый большой и самый платежеспособный. Немаловажно и то, что китайская автомобильная мода идет по пути супер-инноваций, включая развитие средств передвижения (в том числе и по воздуху, и воде) на альтернативных источниках энергии. Свои новинки представили Volkswagen, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Audi, BMW и десятки других компаний. А, например, альянс General Motors и SAIC привез в китайскую столицу свыше 40 новых моделей. Идя навстречу «зеленому развитию» Китая и запросам китайских потребителей, Nissan показала в Пекине первый электрокроссовер марки Aryia, который, как ожидается, вскоре поступит на российский рынок. Также в рамках Пекинского автосалона дебютировала ниссановская фирменная система полуавтономного вождения ProPilot. Кстати, вскоре ее будут устанавливать на многие модели японской марки, включая бюджетные кроссоверы типа Qashqai. Но будут ли такие машины востребованы у нас, большой вопрос. BMW представила в Пекине седан 5-й серии с 288-сильной гибридной установкой. Она сочетается с аккумулятором повышенной емкости, обеспечивающим запас хода на электротяге в 57 километров, имеет подключаемый полный привод. Заявлено, что BMW 5-Series в таком варианте потребляет до 1,6 литра горючего. Рекордное число новинок (все перечислить в одной заметке нереально), среди которых электрокары, гибриды и другие продвинутые варианты, говорят об отношении к Пекину, как к ведущему событию мировой автомоды, законодателем которой становится китайский авторынок. Примечательно, что теперь здесь тренды задает сам китайский автопром (включая иностранные производства в Китае), на долю которого приходится две трети всех авто в мире. Но давайте посмотрим, что выставили чисто китайские бренды. Несколько примеров, чтобы понять, чем дышит китайский автопром и как далеко он ушел от наших «калин» и «вест». Китайцы давно экспериментируют в области электрических суперкаров, как прообразов серийных машин, отрабатывая прорывные технологии. И вот в Пекине китайская компания GAC Motor показала концепт чисто электрического родстера с жестким верхом – Enpulse. В ее аккаунте в китайской социальной сети WeChat так прямо и сказано: он создан на основе интеграции мировых дизайнерских ресурсов с целью создания «гражданского спортивного автомобиля», способного преодолевать сопротивление ветра». Хочется добавить: не только дизайнерских ресурсов, но инженерных. Ведь на Китай ныне работают ведущие инженерные силы и дизайнерские ателье. Такие концепты в натуральную величину в Пекине можно было увидеть несколько лет тому назад, и теперь уже серийные образцы рассекают по улицам китайской столицы, ездят по дорогам других городов Поднебесной. Например, представленный в Пекине-2020 электрический кроссовер Arcfox αT - серийная версия концепт-кара ECF, который три года назад существовал в виде дизайнерско-конструкторских идей. А сегодня на него уже есть цена - 250 000-330 000 юаней (2,5 млн рублей) и свой, пока что китайский сегмент рынка. Впрочем, вскоре, эта футуристическая модель под названием «Полярная лиса» начнет завоевывать и другие рынки. О российском рынке пока ничего не известно. Китайцы не решаются выйти к нам с электрокаром, учитывая наши реалии. В России богатой газом, десятилетия говорят о развитии газомоторных авто и сети их заправок. Об электротяге говорят меньше… Но согласитесь, купить электрокар за несколько миллионов с непонятной выгодой не каждый россиянин решится. И денег нет и заправок маловато. Не говоря уже о льготах их владельцам. Небольшая деталь, которая много говорит о китайском автопроме как законодателе мод. Мало кто знает, что китайцы готовят обновление парка традиционных лондонских такси. А между тем, бывшая London Taxi Company принадлежит китайскому концерну Geely. На данный момент эта компания называется LEVC, и на Пекинский автосалон-2020 она привезла новую модель LX, своеобразный лондонский кэб. Эта премиальная версия автомобиля TX, создана в сотрудничестве с немецким ателье Lorinser. Но ее уже можно купить в Китае и почувствовать себя лондонцем, ездящим каждый день на английском такси. У богатых китайцев свои причуды. Кстати, Geely уже 10 лет принадлежит и обанкротившийся шведский концерн Volvo. И теперь шведы в поте лица трудятся на китайцев, за что в Китае Geely называют любовно -«наш «вольво». А китайцы в свою очередь учат европейцев работать по-настоящему, по-китайски: продаваемые в России флагманские седаны Volvo S-90 поставляются с китайского завода условно шведкой марки. В Пекине в нынешнем году Geely выставила новейший седан Geely PreFace, в облике которого четко просматриваются линии Вольво, а под капотом – «вольвовский» 2-литровый двигатель с турбонаддувом и прямым впрыском. Не лишне заметить, что эта серийная модель Geely, почти ничем не отличается от ее концепта, который был выставлен здесь же в Пекине несколько лет назад. Китайские мечты, в том числе автомобильные, имеют свойство сбываться. Еще один новый электромобиль от Geely - Zero - интересен тем, что построен на первой в мире модульная архитектуре Sustainable Experience Architecture (SEA), конструкторской платформе с «открытым кодом». То есть она создана для дальнейшей разработки электромашин. И не исключено, что платформу приобретет в числе первых Mercedes-Benz. Тем более что владелец Geely Ли Шуфу, владеет 10 % акций Daimler. А вместе с ними обладает и определенным влиянием на немецкую компанию. Интересно, что электрокары (да еще какие!) создает и флагман китайского автопрома FAW (Первый автомобильный завод, построенный китайцам в подарок от СССР). Он больше известен у нас как создатель «членовозов» под маркой Hongqi («Красное знамя») - автомобилей для президентов и вип-персон. Задолго до появления российского Auris китайцы подарили современное воплощение «Красного знамени» президенту Белоруссии Лукашенко, на котором он до последнего времени ездил и принимал парады. Так вот, на Пекинском мотор-шоу-2020 состоялся дебют серийного спорткара Hongqi S9. Это первый результат сотрудничества правительства города Чанчунь (где находится головной завод FAW), самой компании FAW и американской фирмы Silco по разработке и производству моделей серии Red Flag S. Эдакое воплощение красного знамени китайского супер скоростного развития. Hongqi представила и новый электрический кроссовер E-HS9. Это также серийное воплощение концептуального SUV, которым люксовое подразделение FAW в 2019 году шокировало Европу на Франкфуртском автосалоне. И обликом и характеристиками он до боли напоминает Ролс-Ройс. Впрочем, никто с иском о плагиате к китайцам не обратился. Как не делают этого и другие мэтры мирового автопрома. Хотя китайцы нередко не боятся брать лучшее у мэтров мирового автопрома. Но взяв, не останавливаются, а быстро идут вперед, опираясь на свои силы. А бороться с законодателями мод – это все равно, что дуть против ветра. Себе будет дороже. Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».