Экономике проложат дороги
Николай Журавлев, заместитель председателя Совета Федерации РФ, выразил мнение, что адресной поддержки бизнеса и предпринимателей для экономического роста в государстве недостаточно. Немаловажно создать качественную инфраструктуру, а именно — заняться восстановлением и строительством дорог. Для реализации транспортного потенциала России в ближайшие 3 года на дороги будет выделено 6 трлн руб. с учетом региональных фондов. Из федерального бюджета на эту цель выделят 2,5 трлн руб. Ремонт и строительство дорог позволят повысить логистическую эффективность, улучшат деловой климат. Хорошие дороги могут даже поспособствовать ослаблению регуляторных требований на транспортную отрасль и усовершенствовать действующее законодательство. Транспортная инфраструктура будет меняться во всех отраслях. Преимущество будет отдаваться строительству скоростных автомагистралей, но при этом Николай Журавлев надеется, что будут реализованы проекты для повышения эффективности речного, морского, воздушного и железнодорожного транспортов. Перспективным направлением сенатор назвал развитие маршрута «Европа — Западный Китай». Ожидается модернизация региональных аэропортов, увеличение грузопотока по Северному морскому пути, развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. Также — увеличение пропускной способности Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Николай Журавлев счел необходимым провести ревизию региональных дорог. В случае, если они имеют высокое межрегиональное значение, но недостаточно обслуживаются, то будет рассматриваться вопрос об их переводе на федеральный баланс. Потери бизнеса от неудовлетворительного состояния дорог в России оцениваются от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей в год, считает Анатолий Вакуленко, аналитик ГК «ФИНАМ». Во-первых, снижается скорость доставки различных грузов, требуется больше топлива автомобильному транспорту. Во-вторых, страдает сохранность грузов, они могут портиться из-за длительной перевозки, теряют товарный вид и качество, что не позволяет потом их вообще продать, или это можно сделать с большой уценкой. «Плохое качество дорог отрицательно сказывается на состоянии автомобильного транспорта, его нужно чаще ремонтировать, его может требоваться больше для перевозки, что отвлекает ресурсы бизнеса, эффективность использования большего числа машин невысокая. Естественно, требуется нанимать больше водителей, платить им зарплату, налоги в бюджеты и так далее, все это увеличивает расходы бизнеса», — говорит Анатолий Вакуленко. Аналитик ГК «ФИНАМ» также указал, что неудовлетворительное состояние дорог сказывается на аварийности, растет число дорожно-транспортных происшествий, жизнь и здоровье водителей находятся под угрозой. А значит, бизнесу необходимо страховать эти риски, что также уменьшает те средства, которые могли бы быть вложены в дело. Плохое качество дорог и дорожной инфраструктуры отрицательно влияет на состояние окружающей среды, увеличивается объем вредных выбросов, что отражается на состоянии жизни и здоровья всего населения России. Кроме того, ужесточение экологических стандартов требует, в том числе и от бизнеса, выделения средств на уменьшение антропогенного влияния, что сказывается на объеме инвестиций, которые могли быть направлены в основную деятельность. Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, напомнил, что эта инициатива является этапом реализации Стратегии пространственного развития Г. Грефа, главный упор которой в развитии макрорегионов делался как раз на транспортную инфраструктуру. В 2018 году был принят Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года с общим объемом финансирования 6,35 трлн руб. «О недостаточности финансирования свидетельствует и тот факт, что за 20 последних лет грузооборот увеличился на 55 %, что соответствует среднему росту в 2,5 %, среднегодовой прирост длины автодорог составляет 1-2 %. Это явно не тот рост, который бы стал «прорывным». Необходимыми для бизнеса являются реконструкция БАМа и Транссиба (обеспечение грузопотока основных месторождений Восточного полигона, 66,8 млн т); развитие участка Междуреченск-Тайшет Красноярской железной дороги (дополнительный грузопоток 15 млн т); портовая инфраструктура Азово-Черноморского бассейна (дополнительный грузопоток не менее 59,6 млн т); строительство высокоскоростной автомагистрали Москва-Казань. Именно транспортная инфраструктура обеспечивает долгосрочный экономический рост, в том числе за счет повышения спроса на продукцию отраслей экономики, что будет стимулировать выход из кризиса», — рассказал ДОЛГ.РФ Александр Тимофеев. По словам доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова, для транспортной инфраструктуры это небольшие средства, но и они могут улучшить обеспечение доступности территории и серьезные транспортные издержки внутри мегаполисов и в городских агломерациях.