На подъезде к Ревде новый асфальт уже радует водителей. В разгаре ремонт трассы Оленегорск-Ловозеро. Впереди еще 6 объектов. Впервые в этом году Мурманская область получит из Москвы дополнительные субсидии не только на ремонт но и на реконструкцию, строительство региональных автодорог. 200 километров региональных трасс нужно ежегодно приводить в порядок. Отремонтировать удается обычно чуть меньше 60. Причина банальна — нехватка средств. Сделать дешевле помогает механизация труда. Одна из новинок — "газонокосилка". Так в шутку дорожники окрестили аппарат, лихо превращающий в щепки деревья на обочине. Машинист экскаватора Евгений Киселев, поясняет: "В ручную нужно большую очень команду — это трудоемкая работа. Кусты нужно убирать, все это спиливать. А так, машина все делает — размельчает в щепу, укладывает и все". Сократить расходы на будущие ремонты позволяет технология холодной регенерации. Старое покрытие снимают. Добавляют к нему свежего битума и щебня. Укладывают. Лазерные линейки и компьютер помогают попутно выровнять профиль дороги. Мастер участка Владислав Душкин: "Слои прыгают, дорога неровная. Мы работаем не в идеальных условиях, не в лабораторных. Прыгают слои зарезки. Соответственно, вносишь корректировки". Так создается эластичное основание. Сверху укладывают слой асфальта. В следующий раз нужно будет поменять только его. Но служить покрытию придется долго. Дорогу Оленегорск — Ловозеро не трогали 9 лет. С 2012 года каждое лето ремонтируют участок за участком. Всю трассу закончат за 8 лет. Начальник участка Валерий Алексеев, отмечает: "Верхняя часть смеси в самосвалах остывает. Внутренняя остается горячей. Машина все перемешивает до однородного состояния". Это о новом перегрузчике. Аппарат у нас впервые используют на региональных трассах. Его задача — обеспечить ровные характеристики. Температура, содержание битума в смеси не должны "скакать". Дополнительный "бонус" — возможность безостановочной укладки — без лишних стыков на дороге. Начальник лаборатории Мурманскавтодора Дмитрий Белозеров: "Мы приехали проверить качество используемой асфальтобетонной смеси и регенерируемой чернощебеночной смеси". Сотрудники Мурманскавтодора выборочно контролируют качество материалов, соблюдение технологии работ и их результаты. Образцы покрытия в лаборатории ждут пресс, вакуумная установка, бассейн с водой. Цель испытаний — узнать больше или меньше они способны впитать влаги, чем предусмотрено ГОСТом. Инженер Мурманскавтодора Михаил Поломошнов: "Сегодня приедем, подсушим. Завтра уже будет второй этап. Переформуем завтра. И послезавтра, на третий день, будем испытывать переформованные образцы". Кромку проезжей части предохранит от разрушения грамотно сделанная обочина. Обустроить ее подрядчики обещают тоже с помощью новинки — специальной машины-укладчика. Заместитель генерального директора компании-подрядчика Вячеслав Кузнецов: "Это и слой более тонкий, который предусмотрен заказчиком. И уклоны соблюсти все. Ровность, другие параметры, чтобы были на высшем уровне". Безопасная дорога — не только асфальт. Это свободная от деревьев и обеспечивающая видимость полоса отводов. Это откос, не позволяющий воде размывать полотно. Начальник Мурманскавтодора Виктор Козлов: "У нас же еще кроме покрытия планируем замену дорожных знаков, что на безопасности движения тоже сказывается. Барьерные ограждения, которые предохраняют от случайных съездов за пределы автомобильной дороги". Большинство региональных трасс строились, когда интенсивность движения, да и возможности автомобилей были скромнее. Реконструкция — тоже вопрос безопасности. 228 миллионов рублей на нее — целевую субсидию — впервые за последние годы выделил Мурманской области Росавтодор. Министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, заявил: "Эти средства будут направлены на реконструкцию автомобильной дороги Салла. Это последние 15 километров, которые остались незаасфальтированными. В этом году эти работы начнутся. Контракт мы планируем завершить в 2016 году". По дороге на Саллу за федеральные средства заасфальтируют один участок, пять — сделают прямее. Деньги, которые были зарезервированы на это в региональном дорожном фонде, направят на другие объекты.