Правительство установило максимальную цену за проезд по платным дорогам
В России вводят новые предельные тарифы для проезда по платным федеральным дорогам. От 3 до 38,5 рубля в зависимости от размера автомашины и статуса дороги. Постановление "О плате за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог..." публикует сегодня "Российская газета". До этого действовали временные правила расчета для платных дорог, не касавшиеся участков, которые построены в рамках концессий. Теперь и для проезда по ним установлены предельные тарифы. Владелец такой платной дороги не может устанавливать размер платы выше установленной кабмином планки. Также определены тарифы для проезда по платным мостам и железнодорожным переездам, которые будут находиться на федеральных дорогах. Здесь цена за проезд по одному километру - 21 рубль, если мост или переезд находятся в управлении госкомпании. Плата за проезд по коммерческим мостам и трассам может меняться в зависимости от категории машины, времени суток, дня недели или месяца. Но она не должна быть выше обозначенной суммы в постановлении. Максимальный тариф для проезда легковых автомобилей по платным дорогам, которые находятся в управлении госкомпании "Автодор", не должен превышать трех рублей за километр. Сейчас участки в ведении госкомпании есть на трассе М-4 "Дон", и стоимость проезда за километр там не превышает 1,4 рубля для авто. Если брать тарифы на платных трассах, где присутствует концессия (участие бизнеса), то ряд участков на трассе М1 "Беларусь" (например, объезд города Одинцово) обходятся за километр проезда по ним дороже, чем предельный тариф, установленный кабинетом министров. Стоимость проезда по нашумевшей М-11 "Москва - Санкт-Петербург" дороже 12 рублей за километр только на участке от Москвы до Шереметьево. А на отрезке от Москвы до Солнечногорска тариф меньше. Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Ангелина Жукова Точно сказать нельзя, обяжут ли снижать стоимость проезда по "дорогим" участкам, которые уже введены. Скорее всего, новые расценки не будут касаться уже существующих концессионных участков дорог, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. Закон обратной силы не имеет, отметил в беседе с "РГ" представитель юридической компании Григорий Смирнов. Но оператор дороги, концессионер могут по собственной инициативе довести цену проезда до размера, рекомендуемого кабмином. Но здесь нужно смотреть концессионные риски, отметил юрист. По действующим договорам на М-1 и М-11 концессионер устанавливает тарифы на свое усмотрение, чтобы у него была возможность заплатить кредиты, которые он взял на строительство дороги, зарплату сотрудникам, и еще получить прибыль. Отчислять деньги в бюджет по этим соглашениям он не обязан. Другое дело - концессия, в рамках которой идет строительство выхода из Санкт-Петербурга на трассе М-11. По договору с государством концессионер обязан будет отчислять часть собранных средств в федеральный бюджет. Такая же схема предусмотрена по третьему и четвертому участкам Центральной Кольцевой автодороги. Если предельный тариф, установленный на этих участках, не будет приносить рассчитанной в договоре прибыли, то концессионные риски лягут в том числе и на федеральный бюджет. Государство просто недополучит денег, сказал Григорий Смирнов. Но пока эти участки еще строятся. И к тому времени, когда по ним откроют движение, предельные тарифы могут быть пересмотрены. Правительство оставляет за собой право раз в год их индексировать с учетом роста потребительских цен. Сегодня общая протяженность платных дорог в России составляет около 500 километров. Цена проезда по некоторым участкам уже вызывала вопросы. Так, в декабре - январе Генпрокуратура проводила проверку обоснованности установления тарифов на проезд по платному участку новой трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург. Путь от Москвы до Зеленограда - всего 21 километр - стоил 300 рублей. Сейчас цены на дороге снижены на 30 процентов. что такое концессия Это такая форма договора между государством и частным бизнесом. В дорожном строительстве концессия предполагает, что компания строит за свои деньги дорогу или участок трассы, которые остаются в собственности государства. Но передаются в управление концессионеру на несколько десятков лет. Бизнес "отбивает" свои затраты, получает прибыль, следит за состоянием дороги. Когда договор закончится, трассой снова начинает заниматься государство. Оно может передать ее в управление другой компании либо сделать дорогу бесплатной.