Первый в Сибири эксперимент по ямочному ремонту с использованием высокопрочного золобетона (материала на основе отходов ТЭЦ) провели на дороге в новосибирском Академгородке. Если ожидания оправдаются, эта технология сибирских ученых будет растиражирована, сообщил в понедельник ТАСС директор Института химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ) СО РАН Николай Ляхов. "Мы воспроизвели самые жуткие условия, в каких кладут по весне асфальт: в воду и непросушенные ямы. Весной посмотрим, как будет стоять после оттаивания. Это хороший натурный эксперимент, и, если он дорожников убедит, я думаю, у нас отбоя не будет от заказчиков, золы не хватит на всех", - сказал он. Ранее планировалось, что разработка ученых будет опробована на полукилометровом участке бульвара Молодежи в Академгородке в виде сплошного полотна. На этот проект требовалось 870 тыс. рублей, готовность его финансировать высказывала мэрия Новосибирска. Однако из-за нехватки средств проект заменили ямочным ремонтом, оплатить который взялся частный инвестор. "Заплатки" из золобетона ученые сделали немного разными по составу, чтобы экспериментальным способом определить наиболее износостойкий. Как сообщила пресс-служба АО "СИБЭКО" (крупнейшее теплогенерирующее предприятие Сибири), для ремонта дорожного полотна использовалась золобетонная смесь, в состав которой входит зола уноса, полученная от сжигания угля на новосибирской ТЭЦ-3. "Проведение данных работ позволит опытным путем определить количество материалов, необходимых для ремонта дорожного покрытия площадью 1 кв. м, просчитать экономический эффект этого проекта в сравнении с ремонтными работами, с применением традиционных технологий, а также на практике исследовать прочность и морозоустойчивость золобетона в условиях реальной дорожной обстановки и особенностей климата", - говорится в сообщении.
Прочнее и дешевле бетона
Ранее академик Николай Ляхов сообщил ТАСС, что дороги из золобетона держатся в 3-4 раза дольше, чем асфальтобетонные, до 20 лет. По износостойкости этот материал не уступает бетону, а по способности противостоять морозам значительно его превосходит. "Главная проблема асфальтобетона - температура перехода из вязкого в хрупкое состояние. Мировой рекорд - минус 26 градусов. В Сибири часто бывает и -30, и -32, и даже -40. В этих условиях шипы крошат его как стекло - отсюда колейность", - объяснил ученый. Другим плюсом золобетона является его низкая стоимость из-за отказа от постоянно дорожающего битума. Основной компонент - зола - продукт переработки угля, который обычно утилизируют. По подсчетам специалистов, стоимость золобетона в три раза дешевле материалов, традиционно используемых в строительстве и ремонте дорог. Также, по результатам различных лабораторных исследований, зола - экологичный строительный материал, который относится к самому низкому - пятому - классу опасности наряду с яичной скорлупой, опилками и отходами картона.