Выход из плоскости: как путепроводы связывают районы Москвы
Железнодорожные пути связывают пригород и периферию с центром, но в то же время они могут разъединять соседние районы (иногда даже один район). Автомобильные переезды через железку — традиционно узкие места дорожной сети: и машины, и пешеходы теряют на них время; безопасность здесь тоже под вопросом. Решение в рамках городской политики В 2011 году столичное Правительство приступило к разработке комплексного подхода к решению транспортных проблем. На эти цели город ежегодно выделяет до 70 процентов средств Адресной инвестиционной программы (АИП). Наиболее очевидная сфера деятельности — постоянно развивать и улучшать улично-дорожную сеть, то есть поддерживать имеющуюся дорожную инфраструктуру и строить новую. Но эксперты предложили и принципиально новое направление — полицентричность, то есть разгрузку центра города за счёт создания рабочих мест и точек деловой активности в разных районах, в том числе на периферии. Этому принципу отвечают масштабные проекты последних лет: реновация промзон, организация технопарков и технополисов, благоустройство набережных и строительство транспортно-пересадочных узлов. Решение проблем с железнодорожными переездами находится на стыке всех этих направлений: с одной стороны, строительство эстакад над путями — часть развития дорожной инфраструктуры, с другой — одно из средств создания новых центров притяжения. В частности, путепроводы упрощают доступ к промзонам, стимулируя появление производственных и жилых комплексов. В марте 2013 года Правительство Москвы заключило с ОАО «РЖД» Соглашение о сотрудничестве по строительству путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог регионального значения. В рамках этого договора было выбрано около 10 переездов, которые следует обустроить в первую очередь и запустить к 2017 году. Среди них эстакады около станций Нижние Котлы (Павелецкое направление), Переделкино и Крёкшино (Киевское направление), Щербинка (Курское направление) и ряд других. Вот несколько проектов из этого списка. Крёкшино Автодорожный путепровод около станции Крёкшино (36-й километр Киевского направления МЖД, участок Внуково — Бекасово) обеспечит безопасный проезд личного и пассажирского транспорта и улучшит доступность жилых массивов в этом районе. Ожидается, что пропускная способность дороги на этом участке вырастет в шесть раз — от 350 до 2100 машин в час (в одном направлении). Улучшится и работа наземного общественного транспорта: автобусы будут ходить точно по расписанию, появится возможность организовать дополнительные маршруты. В выигрыше останутся около 350 тысяч жителей прилегающих районов ТиНАО, будущие жители новостроек и множество автомобилистов, которые регулярно перемещаются между Минским, Боровским и Киевским шоссе. Комфортнее станет и пешеходам: для них устраивается безопасный переход по тротуару шириной 2,2 метра, на откосах путепровода расположены два лестничных схода. Для маломобильных групп населения устанавливают тактильную плитку, пониженные бордюры высотой четыре сантиметра и пандусы с крутизной до 50 процентов. Кроме того, благодаря строительству путепровода обновится инженерная инфраструктура расположенных рядом территорий: проект включает переустройство местных инженерных коммуникаций (водопровода, канализации, газопровода, линий связи и электроснабжения) протяжённостью 2,21 километра. Длина путепровода составит 168 метров, общая длина строящихся дорог — 3,1 километра, а совокупная площадь новой проезжей части — почти 36 тысяч квадратных метров. В настоящее время он готов на 60 процентов: завершены работы по возведению несущих конструкций и пролётов в зоне железнодорожных путей. Завершить проект планируется в III квартале 2017 года. Переделкино У платформы Переделкино (18-й километр Киевского направления) появится путепровод длиной 126 метров. Его отличительная особенность — подковообразная форма: строительство прямой эстакады с пологими заездами было невозможно из-за плотной застройки. А ещё на мосту установят антигололёдную систему: специальные автоматы в холодное время года будут разбрызгивать реагенты на въездах и съездах. 13-метровая проезжая часть (по две полосы в каждом направлении) повысит пропускную способность переезда в три раза — с 300 до 900 автомобилей в час. А вот людей здесь в отличие от Крёкшина не пустят на эстакаду — она располагается в отдалении от платформы, и в распоряжении пешеходов остаётся регулируемый наземный переход. Проект путепровода предусматривает обустройство дорожной инфраструктуры на прилегающих участках: появятся дополнительные перекрёстки со светофорами, на двух улицах обновят дорожное полотно, нанесут 1200 квадратных метров разметки, установят порядка 1300 метров ограждений и более 100 дорожных знаков. Открыть путепровод в Переделкине планируется до конца 2016 года. Нижние Котлы Путепровод возле станции Нижние Котлы (Павелецкое направление, открыт в июле 2016 года), решает несколько важных задач. Во-первых, он связывает станцию метро «Нагорная» с Варшавским шоссе. Во-вторых, увеличивает пропускную способность дороги к промзоне Верхние Котлы. На её территории планируется построить бизнес-центр и жилой комплекс, и свободный доступ ускорит реализацию проекта. Наконец, при строительстве эстакады расширены и реконструированы участки Электролитного проезда и Проектируемых проездов № 2147, 2139, 1819 общей протяжённостью 1,2 километра. Из уже завершённых проектов можно также отметить путепровод на Рябиновой улице, который позволяет проще добираться до инновационного центра «Сколково». А в январе 2017 года должна открыться эстакада над железнодорожными путями в Щербинке, что обеспечит тесную связь западных и восточных районов этой части Новой Москвы. Мировой тренд и жизненная необходимость Развитие улично-дорожной сети и полицентричности — общемировая практика, которой следуют Берлин, Париж, Гонконг, Токио, Сингапур, Сан-Паулу и другие крупные города. Усилия российской столицы в этом направлении признаются на международной арене. Так, в июне 2016 года агентство PricewaterhouseCoopers назвало Москву одним из лидеров по масштабам дорожного строительства среди 12 мегаполисов мира, фигурирующих в исследовании. Вместе с тем отмечается постоянный значительный рост числа автомобилей в Москве и низкая плотность улично-дорожной сети по отношению к уровню автомобилизации. Поэтому аналитики рекомендуют продолжать активно развивать дорожную инфраструктуру, в частности увеличивать её пропускную способность, что является жизненно необходимым условием для города. Развитие дорожной инфраструктуры в столице В 2011–2016 годах в Москве построено и реконструировано (с учётом объектов, которые будут введены до конца года): — свыше 500 километров дорог — улично-дорожная сеть выросла на 12,5 процента; — 156 мостов, эстакад, тоннелей — 25 процентов от общего числа искусственных сооружений; — 156 внеуличных пешеходных переходов — 39 процентов от общего числа переходов; — 13 транспортных развязок на пересечении с МКАД; — восемь вылетных магистралей.
