Мост времени: железнодорожному мосту через Обь в Новосибирске — 120 лет
В книге известного краеведа и сотрудника Музея Новосибирска Константина Голодяева «Старый Новосибирск» есть абзац, посвященный мосту: «1897, апрель — сдача моста. 28−30 марта комиссией МПС под председательством профессора Николай Белелюбского были проведены статические испытания моста четырьмя сцепленными паровозами системы «компаунд» общим весом 206 тонн, а после и динамические — двумя паровозами с 28 груженными вагонами. По старой мостостроительной традиции в это время на льду под мостом стояли его строители, инженеры, проектировщики. 27 марта (09.04) Николай II дает высочайшее соизволение на отчуждение земли под Сибирскую железную дорогу и размежевание собственности железнодорожников и Кабинета. 5 (17) апреля по новому мосту открывается «правильное» движение». ИА REGNUM Константин Голодяев, вопрос старого и нового стиля только вносит путаницу. Что касается самого моста, то, по сути, с его строительства и началась история самого Новосибирска. В книге «Новосибирск в историческом прошлом» (Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев) отмечается, что «Сибирской железной дороге обязан своим возникновением и Новосибирск, с ней тесно связана его история». Мост железнодорожный через реку Обь — первый мост, построенный в Новониколаевске, и один из первых крупных инженерных сооружений Транссибирской магистрали. А начиналось все с того, чторуководитель изысканий Западно-Сибирской железной дороги Константин Михайловский вместе с подрядчиком работ инженером Л. И. Березиным в конце августа 1891 года прибыл в район Кривощёково, где начальник Обского отряда изыскателей В. И. Роецкий на месте ознакомил руководство с результатами своих изысканий по месту мостового перехода через Обь. Именно эти три человека прошли по прибрежной кромке села Кривощёково, по его правобережному выселку, прогулялись по будущей набережной будущего Новосибирска и определили это место как «магистральное направление». Мост прослужил почти сто лет. В 1990-х годах была произведена реконструкция моста: были смонтированы новые стальные пролетные строения, спроектировано устройство второго пути. Для сохранения памяти о первостроителях одно из прежних пролетных строений моста было установлено на набережной Оби, как основа будущего мемориального комплекса и как напоминание и свидетельство того, что Новосибирск своим появлением обязан мостостроителям. Читайте также: Сквер Крячкова и Михайловская набережная появились в Новосибирске