На Ямале выставлили артефакты со строительства «мертвой дороги»
В Салехарде представлена экспозиция к 70-летию с начала строительства сталинской «мертвой дороги». Карты и артефакты железнодорожного строительства выставлены впервые, сообщает ТАСС. Экспозиция воссоздает хронологию исследований, знакомит ближе с ее участниками и плодами их трудов, которые, как и сама дорога, уже стали частью этой истории, отмечает организатор выставки, Наталья Миракова. «Об истории строительства Трансполярной магистрали написан уже не один труд, но при этом, до сих пор мало говорится о тех, кто прошел немало походов и экспедиций по руинам "мертвой дороги" и по остаткам лагерей, о тех, кто эту историю создавал», — сообщили в музее имени Шемановского. Многие фотографии Транспортной магистрали из экспедиций разных лет выставлены впервые. Представлена подробная карта техногенных объектов и лагерных сооружений Строительства №501, составленная при помощи GPS. Участники экспедиций предоставили экспозиции "Вдоль по "Мертвой дороге" различные вещи и артефакты. Выставка будет работать до 7 июля. Секретная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» строилась в условиях вечной мерзлоты практически без проекта. Для строительства привлекались заключенные ГУЛАГа. К моменту смерти Сталина в 1953 году было построено 700 километров из запланированных 1300. За годы «Строительства №501» по разным оценкам погибло до 100 тысяч человек. В 1953 году проект был остановлен. Во второй половине ХХ века на месте строительства «Северного БАМа» были найдены месторождения газа. Появились различные проекты по восстановлению транспортной магистрали. В 2016 году представители ЯНАО подписали с РЖД соглашение о строительстве Северного Широтного хода — железной дороги вдоль северного полярного круга протяженностью 707 км. Благодаря ему Ямал свяжут с Уралом и Северо-Западом России. Ориентировочная стоимость проекта – 240 миллиардов рублей.