На ямальских трассах начали ликвидировать последствия зимы
«КС» выяснил, что успеют отремонтировать за лето и как аварии на опасном участке бьют дорожников по карману. Надо обладать очень крепкими нервами, чтобы миновать некоторые участки трассы Сургут – Салехард, после Нового Уренгоя в сторону юга, и не употребить крепкого словечка, а то и полновесной фразы. А однажды «убитая» дорога едва не стоила как минимум травм маленькому ребенку… НОВОУРЕНГОЕЦ ПОСЛЕ АВАРИИ ОТСУДИЛ У ДОРОЖНИКОВ БОЛЬШЕ 200 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В декабре 2015 года из-за выбоины между плитами покрытия на раскуроченной магистрали в серьезную аварию попал новоуренгоец Али Койчев. В прошлом профессиональный водитель, он до сих пор не может понять, как у него вышло «вляпаться» в историю, попортившую здоровье – мужчина считает, что именно она повлекла проблемы с сердцем. – Выехал утром в девятом часу на трассу, чтобы забрать друга с химкомплекса. Видимость была отличная, погода ясная. Ехал спокойно, где-то 60 километров в час, – слегка запинаясь, вспоминает тот злополучный день Койчев. – Вдруг на 723-м километре трассы Новый Уренгой – Коротчаево машину резко развернуло и выбросило на встречную полосу, по которой неслась иномарка. Водители смогли избежать лобового столкновения. При этом в салоне второго пострадавшего авто, как оказалось, путешествовал трехмесячный малыш. – Как только услышал, дыхание перехватило, ноги подкосились. Думаю, пропади они пропадом эти машины – за ребенка стало страшно, – тихо продолжает Али Мухамедович. – Кое-как я подошел ко второму автомобилю, а там, на заднем сиденье, посасывая пустышку, лежит крохотный ребенок. У меня отлегло от сердца. Ну, сказал я отцу мальчика, просто повезло всем нам! В аварии никто не пострадал, а вот материальный ущерб автомобилю горожанина эксперты оценили в 447 тысяч рублей – попросту говоря, восстанавливать транспортное средство было себе дороже. Подав иск против дорожных служб, отвечающих за содержание трассы, Койчев отсудил 240 тысяч. Пострадавших от дорожных выбоин немало, но не все пытаются решить проблему через суд, говорит Дмитрий Реберг, адвокат адвокатской палаты ЯНАО. Владельцы машин имеют полное право взыскать с дорожно-эксплуатационных служб материальную компенсацию, но жалеют время, считает он. Ведь одно такое дело занимает от года до полутора лет. 345 аварий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, от некачественного покрытия плохо различимой разметки до снежного наката, зафиксировано за прошлый год. По данным УГИБДД УМВД России по ЯНАО, доля таких аварий от общего количества ДТП учетного характера, то есть.с пострадавшими и погибшими, – 61 процент (в целом по стране – примерно на 20 процентов ниже). В результате 37 человек лишились жизни, 443 получили травмы. Количество аварий и травмированных ямальцев за первые четыре месяца этого года снизилось, а вот погибших стало больше. НА ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕЧЕГО РАССЧИТЫВАТЬ… Разбитый отрезок между Коротчаево и Пуровском в этом году продолжат ремонтировать, а в перспективе опробуют на нем новую технологию, уже прошедшую обкатку в Тюменской области, которая должна будет остановить разрушение дороги. Участок дороги Сургут – Салехард находится на балансе ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО», где хорошо знают о состоянии магистрали. Самые загруженные отрезки трассы – Пуровск – Коротчаево – Новый Уренгой, поэтому при распределении сил им уделяется приоритетное внимание. Капремонт стартовал в прошлом году. Заменено на новые более тысячи железобетонных плит, выровнены почти три тысячи старых, уложено восемь километров асфальтобетонного покрытия. В целом ремонт проходил на 77 км полотна и затронул 11 загородных трасс. – Ежегодно в автодорогу Сургут – Салехард вкладываются немалые средства, – говорит Игорь Маношкин, первый заместитель директора ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО». По его словам, в этом году капитальное обновление затронет участки общей протяженностью 23 километра, продолжат ремонтировать и разгромленный, от Пуровска до Коротчаево. Проблем на загородных трассах не отрицает руководство «Ямалавтодора». По договору с дирекцией дорожного хозяйства на ГУП возложена обязанность содержать злосчастный участок. Там объясняют: работы на автодорогах проводятся по заключенным государственным контрактам. Применяя новые методы, с каждым годом удается сделать больше, но за рамки заложенных сумм не выйти. Дмитрий Павлов, заместитель генерального директора «Ямалавтодора», не видит возможности привести все региональные автодороги в идеальное состояние. – Учитывая непростые погодные условия и короткий строительный сезон, мы в иной ситуации, чем наши коллеги на «земле». Но регион делает всё возможное, чтобы устранить недостатки на ямальских трассах, этого нельзя отрицать, – подытожил Павлов. Добавим, что в начале недели первый заместитель губернатора Алексей Ситников подтвердил, что за лето более 20 километров региональных автодорог обновят капитально, а на 28 километрах проведут текущий ремонт («КС» № 42 от 31 июня). В департаменте дорожного хозяйства ЯНАО пока не берутся предсказывать точных сроков окончания работ, поскольку процесс сильно зависит от капризов погоды. «УБИТЫЙ» УЧАСТОК ХОТЯТ ВЫЛЕЧИТЬ «ГОРНОЙ МУКОЙ» Своим «подопытным» намерены сделать тюменские ученые двухкилометровый отрезок региональной трассы между Пуровском до Коротчаево. Триста метров дороги предполагается уложить на новый теплоизоляционный слой из диатомитовых пеностеклокерамических гранул, остальное – для контроля – на традиционные для Ямала пенополистирольные плиты. Куратор строительства Евгений Коротков, руководитель отдела разработки новых технологий дорожного и гражданского строительства ООО «Инновационные строительные материалы Ямала», в успехе уверен: по его словам, диатомит уже «вылечил» от морозного пучения дорогу в Голышмановском районе Тюменской области. Приглянулся он и Забайкальской железной дороге. Проект готовился полгода, потом долго проходил согласование и экспертизу. Теоретически стройку больше ничего не задерживает, но конкретные сроки определит заказчик – «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО». По словам Короткова, участок Пуровск – Коротчаево выбран не случайно. Под дорогой начала таять вечная мерзлота. Дорожная насыпь просела, разрушается покрытие. Ученый рассчитывает, что с помощью нового теплоизоляционного материала грунт удастся сохранить в теперешнем состоянии. Материал из так называемой «горной муки» будет работать как теплоизолятор и поможет отводить из-под асфальта лишнюю влагу. Понадобится, навскидку, две тысячи кубов диатомита. На тюменском заводе сейчас накапливают материал по 25 кубометров в сутки. Не исключено, что к изготовлению подключат и уренгойский завод. За тем, как ведет себя экспериментальный участок, будет следить специально разработанная мониторинговая система. В дорогу заложат 462 температурных датчика, которые дважды в сутки будут «отчитываться» ученому. Особо важны показатели в межсезонье, когда температура колеблется в районе нуля. Датчики заложат под дорожную одежду, в районе откоса и рядом. По ним ученый будет сравнивать глубину промерзания. Вопреки расхожему мнению, комментирует Евгений Коротков, под трассой холод пробирается в три-четыре раза глубже, так как с асфальта всё время счищается снег, естественный теплоизолятор. При этом декабрьские замеры датчиков на опытно-экспериментальном участке в Тюменской области показали, что под традиционной дорогой с песком грунт промерз на 1,7 метра, у дороги под снегом – на 30 см, а под диатомитом – на 25 см. Чтоб обосновать и доказать, что инновационный материал работает лучше старого теплоизолятора, требуется всего год, говорит Евгений Коротков. На время стройки он планирует переехать из Тюмени на Ямал: будет лично следить за процессом, закладывать датчики и давать рекомендации по укладке материала. Ученый сообщил, что расходы на строительство с диатомитом сократятся на 20 процентов, главным образом за счет того, что отпадет необходимость укладывать плиты изолятора вручную. К минусам последнего он отнес и то, что материал похожий на пенопласт ломается, разлетается по тундре, сжимается под тяжестью катков и, в конце концов, теряет свои свойства. В НАДЫМЕ ОТРЕМОНТИРУЮТ БОЛЬШЕ ДВУХ ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ДОРОГ Обслуживающие организации со сходом снега старались подлатать асфальт еще до наступления сезона большого ремонта. – То, что называют «латанием», на самом деле временный ремонт в рамках содержания дороги, – объясняет заместитель начальника департамента муниципального хозяйства Дмитрий Кучеренко. – Это необходимо, чтобы вновь образующиеся ямы не доставляли больших хлопот автомобилистам. Ямы же, говорит собеседник, будут почти неизбежно. Почему же дороги на Севере «живут» всего ничего? – У нас нет стоков для талой воды, она часто скапливается на асфальте, – объясняет Дмитрий Кучеренко. – Вода проникает в дорожные щели, а когда по ночам температура воздуха падает ниже нуля, – замерзает, и лед просто разрывает асфальт. Причем параллельно продолжается движение транспорта, что усугубляет нагрузку. Всё это вместе разрушает покрытие. Самое неблагоприятное время, когда днем плюс, а ночью минус. На Ямале такое происходит ежегодно. Общая площадь предстоящего ямочного ремонта в Надыме по планам составит более двух тысяч квадратных метров. Всего же дорог в городе, вместе с внутридворовыми и межквартальными проездами, более 470 тысяч квадратов. – Пока к основным работам по ямочному ремонту не приступали, так как для них нужны более теплые погодные условия, – отмечает Дмитрий Николаевич. – Чтобы качественно отремонтировать дороги нужно, чтобы установилась сухая погода. Контракт на ямочный ремонт выиграло предприятие «Надымгоравтодор». Сейчас специалисты определяют слабые места на местных дорогах, в первую очередь нуждающиеся в реконструкции. С 2015 года Общественный совет при МВД РФ запустил интерактивную карту на сайте дорогибезпроблем.рф, где пользователи жалуются на качество дорожного полотна. В доказательство предоставляют фотографии ям, канав, разломов с указанием координат. Из семи тысяч обращений всего 30 ямальских, последнее датировано февралем и относится к Ноябрьску.