Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Первые городские автобусы ходили «дачными» маршрутами

30 июля исполняется 110 лет со дня открытия первого регулярного автобусного маршрута в столице.Если быть точным, то маршрут в реалиях тогдашней Москвы был все-таки не совсем городским, а пригородным — от Марьиной Рощи до Останкина. Первая линия была полностью частная и создавалась по инициативе графа Александра Шереметева.

Первые городские автобусы ходили «дачными» маршрутами
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

-— Шереметевы в XX веке, как и в XVIII, были впереди всех, и инициатива по запуску автобусов это подтверждает. Нужно сказать, что маршрут выбрали не случайно, ведь район Останкино, который не был тогда в городской черте, стал излюбленным местом отдыха — там располагались дачи, и первый автобусный маршрут был востребован пассажирами, — рассказал историкмосквовед . На маршрут в 1907 году вышли два открытых автобуса, принадлежавших графу Шереметеву, — иномарки 8-местный «» и 12-местный шарабан NAG.

Видео дня

В следующем 1908 году было пущено еще два «дачных» маршрута — от Петровского парка до Покровского-Глебова и от Семеновской заставы до Измайловского зверинца. В этом же году Управление городских железных дорог в экспериментальных целях пустило «самодвижущийся омнибус», который курсировал в течение трех недель от Театральной до Болотной площади и Серпуховских ворот. В конце концов автобус сломался, возможно, не в последнюю очередь из-за московских мостовых, которые разбили подвеску.

По реалиям того времени это был смелый ход. Проекты открыть автобусное движение в Москве были и раньше, однако городские власти долго опасаясь конкуренции между трамваем и автобусом и не хотели давать зеленый свет новому виду общественных перевозок, к тому же они опасались, что широкие автобусы плохо впишутся в габариты московских улиц.

Еще одно препятствие, которое встало на пути нового начинания, — отсутствие собственного производства таких машин. Неслучайно и граф Шереметев купил именно иномарки. Решить проблему по обеспечению городского транспорта автомобилями собственного производства удалось только Советской власти.

Современная история автобусного движения в столице началась в эпоху НЭПа. Так, весной 1924 года было запущено нескольких иностранных и собранных в России автобусов, переделанных из грузовых автомобилей, по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор. И в этом же году автобусы вышли и на городские маршруты — от Каланчевской (ныне Комсомольской) площади до Белорусского вокзала. Первоначально расписания движения не было и автобусы ходили примерно как современные нелегальные маршрутки.

Пионерами городских сообщений вновь стали «иностранцы» — английские автобусы «Лейланд», развивавшие скорость до 30 километров в час и вмещавшие почти тридцать пассажиров.

Подписывайтесь на канал в Telegram!