«Зайцы», крутые виражи и водители-«почтальоны». Чем чревата езда в крымских автобусах
Американские горки Большинство крымских трасс имеют низкое качество дорожного полотна, построены более пятидесяти лет назад по нормативам середины прошлого века и не рассчитаны на многократно возросший трафик и технические характеристики современных автомобилей. Кроме того, из-за своеобразного рельефа местности дороги полуострова – сами по себе испытание на прочность: на многих участках это опасные «американские горки» с ограниченной обзорностью, имеющие затяжные подъемы и спуски, неожиданные и крутые повороты и многочисленные серпантины. Несколько недель назад ГИБДД Крыма опубликовала список наиболее аварийно опасных дорог, который практически полностью совпал со списком самых загруженных и популярных направлений региона: это трассы Армянск – Красноперекопск – Симферополь, Симферополь – Алушта – Ялта, Джанкой – Симферополь, Симферополь – Феодосия – Керчь, Алушта – Судак – Феодосия. Именно на последней трассе, имеющей номер Р-29, в августе прошлого года произошла страшная авария, в результате которой из 19 пассажиров погибли 7 человек, 7 – получили тяжкие телесные повреждения, еще 5 – легкие телесные повреждения. Как установил суд, авария произошла по вине водителя: из-за нарушений правил дорожного движения он допустил съезд автобуса с дороги и опрокидывание его в овраг. Спустя почти год судебных разбирательств водителю вынесли приговор: за семь человеческих жизней он получил 2 года и 10 месяцев в колонии-поселении. Остается только добавить, что по статистике ГИБДД Крыма в июле 2016 года рост ДТП с пострадавшими по вине водителей пассажирского транспорта составил 133,3 % по сравнению с июлем 2015-го. Статистики за июль 2017 пока нет, ждем. В конце июля глава Крыма решил подойти к извечной дорожной проблеме Крыма с другой стороны: он решил вывести Службу автомобильных дорог из сферы управления Министерства транспорта Крыма и преобразовать в Государственный комитет дорожного хозяйства. «Новое подразделение будет курировать вице-премьер Виталий Нахлупин. В задачи комитета войдут методологическая помощь, бюджетирование, а также реконструкция и содержание всех дорог Крыма, в том числе муниципальных. Особое внимание будет уделено улично-дорожной сети в крупных городах Крыма», – заявил глава республики. Напомним, что Сергей Аксенов и Виталий Нахлупин давно работают вместе: еще в 2012 году они, по сведениям журналистов, курировали конкурсный комитет, который определял пассажирских перевозчиков на пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Безбилетники перегружают автобусы Обычный рейс Ялта – Севастополь. Маршрут протяженностью почти 72 км имеет множество участков с ограниченной обзорностью, затяжные подъемы и спуски, опасные крутые повороты. Пассажирские междугородные автобусы Ялта – Севастополь отправляются с центрального городского автовокзала, делая минутную остановку через 50 метров от шлагбаума, за углом. Здесь водители подбирают «зайцев». Безбилетные пассажиры рассчитываются напрямую с водителем и заполняют салон: «зайцы» стоят в узких проходах и сидят на ступеньках у дверей. Об этой точке знают все жители Ялты, что не мешает водителям ежедневно беспрепятственно провозить сотни «безбилетников», перегружая автобусы. Та же ситуация с маршрутами во всех остальных городах Крыма: эта своеобразная многолетняя крымская традиция покупки билетов мимо кассы. Штрафы за провоз пассажиров выше нормы водителей абсолютно не пугают. Деньги, полученные от «зайцев» – а это 10–15 % прибыли с одного рейса – оседают в карманах водителей, создавая видимость нерентабельных перевозок. Это, в свою очередь, снижает поступления в бюджет и одновременно ведет к подорожанию билетов на междугородные маршруты. Так, за два года их стоимость выросла в Крыму на 20–50 % в зависимости от направления. «Лично у нас есть ставка, но многие водители не получают зарплату, перевозчики – а это же в большинстве своем частники – прямо говорят: ваш заработок – «зайцы», – рассказывает один из водителей автобуса на Киевском автовокзале Симферополя. – Причем на разных автостанциях свой порядок: где-то подбирают пассажиров за шлагбаумом, а где-то рассчитываются пополам с контролером. Но что хочу сказать: не было бы такого спроса, были бы большие вместительные автобусы, безбилетников стало бы в разы меньше. Многие же пассажиры не могут уехать и просто умоляют их взять: особенно летом, когда все направления перегружены и автобусов не хватает». Проблемой «зайцев» и плохой транспортной логистикой Сергей Аксенов был обеспокоен еще в 2012 году, будучи лидером «Русского Единства»: «Кто мешает нам нормализовать расписание работы общественного транспорта, убрать с маршрутов левые автобусы и маршрутки, заставить водителей общественного транспорта беспрекословно перевозить льготников и т. д., и т. п. Да и привести в порядок дороги в том же самом Симферополе нам вполне по силам, не выпрашивая деньги из Киева? – задавался тогда будущий глава региона риторическим вопросом. – Ничего сложного здесь нет. Надо всего-навсего собрать сведения на всех 62 крымских автостанциях, систематизировать их, внести в электронную базу данных и затем скорректировать расписание так, чтобы ни в Крыму, ни в Симферополе не осталось глухих медвежьих углов. … Уверен, главная проблема нашей транспортной отрасли – в отсутствии логистики, в отсутствии концептуального подхода. Нынешняя «система», если, конечно, тот хаос, который существует сегодня на дорогах полуострова, можно назвать «системой», сформировалась стихийно. И ее надо менять. Упор должен быть сделан на транспорт большой вместимости». Неофициальные передачи «посылок» через водителей автобусов также продолжаются, Напомним: в России, согласно международной карте террористической угрозы-2017, сохраняется повышенная угроза терроризма. Коробки и пакеты неизвестного содержания, переданные через водителей, представляют прямую угрозу безопасности пассажиров и находящихся вблизи вокзала людей. Власти республики обещали до конца 2016 года принять все необходимые меры по защите автостанций и вокзалов от террористической угрозы. Об этом заявлял Сергей Сухарев – директор ГУП «Крымавтотранс», скандально национализированного предприятия, бывшее руководство которого до сих продолжает оспаривать решение властей в судах. В 2017 году ситуация та же. Как в таких условиях безопасно передвигаться по Крыму гражданам без личного автотранспорта, сложно сказать. Крымчане отшучиваются, мол, местные дороги и транспортные особенности – это еще одна изюминка Крыма, но глядя на печальную статистику, улыбаться хочется все меньше и меньше. Фото: pixabay.com