Почему велосипедист выбирает тротуар?
Всё больше жителей крупных городов в качестве средства передвижения выбирают велосипед. Власти мегаполисов идут им навстречу — обустраивая велодорожки, велопарковки, пункты проката. В достаточном ли количестве? Очевидно, что нет. Более того, даже существующая сеть велодорожек не отвечает требованиям безопасности. Поэтому в качестве альтернативы велосипедисты выбирают тротуар, угрожая уже безопасности пешеходов. Самый небезопасный транспорт По данным Госавтоинспекции, за 2016 год в целом по стране произошло 5063 ДТП с участием велосипедистов. Погибли 384 человека, 4813 получили ранения. С учётом того, что в России велосезон длится всего несколько месяцев, потери существенные, тем более что сообщения о смертельных происшествиях появляются практически каждый день. Так, во Владимирской области 28 июля этого года водитель сбил велосипедиста, который двигался по правому краю проезжей части в попутном направлении, а когда повернул налево, его сбил автомобиль. Дело закончилось госпитализацией с тяжёлыми травмами. Аналогичный случай, но уже со смертельным исходом произошёл 30 июля в Ямало-Ненецком автономном округе: квадроцикл, обгоняя автомобиль, не справился с управлением и сбил на обочине велосипедиста. Велосипедист и пассажир квадроцикла погибли. 1 августа за сутки в Прикамье водители сбили троих детей на велосипедах. Водитель отечественной легковушки на перекрёстке сбил 14-летнюю девочку, которая ехала на велосипеде по нерегулируемому пешеходному переходу. Другой водитель выезжал со двора задним ходом и не заметил девятилетнего велосипедиста. А 14-летний подросток, двигаясь по правой обочине в попутном направлении, выехал на проезжую часть перед близко идущим автомобилем. К счастью, дети получили лишь лёгкие травмы. rightСправкаВ мире более миллиарда велосипедов: вдвое больше, чем автомобилей. В последние годы производство велосипедов достигло более чем 100 миллионов штук в год. К сравнению: автомобилей ежегодно производят примерно 50 миллионов. Опасаясь быть сбитыми на проезжей части в городах, велосипедисты выезжают на тротуар. В худшем случае за такое нарушение грозит штраф 800 рублей. Однако сотрудники ГИБДД к нарушениям велосипедистов относятся терпимо. На тротуаре велосипедист находится в большей безопасности, но уже сам представляет угрозу — для пешеходов. Например, 20 мая велосипедист сбил четырёхлетнего мальчика в Москве на Цветном бульваре. Малыш получил черепно-мозговую травму, а его обидчик скрылся. 2 августа в Петербурге завершено расследование уголовного дела, возбуждённого после трагической гибели ребёнка в Шуваловском парке. 4 июля 32-летний мужчина, ехавший на велосипеде, сбил шестилетнего мальчика. В результате наезда малыш получил тяжёлые травмы и скончался на месте ДТП. В отношении велосипедиста было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Максимальное наказание — два года лишения свободы. Проблему езды велосипедистов по тротуарам может решить строительство велодорожек, но даже в Москве они в основном оборудованы в прогулочных парковых зонах. На улицах велодорожек катастрофически мало, они не образуют единую транспортную сеть и располагаются на проезжей части, мало что меняя в части безопасности. Между тем в большинстве стран Европы велодорожки являются частью тротуаров и отделены от пешеходной зоны зелёными насаждениями или дополнительными бордюрами. Эффективность такого разделения показывает главная велосипедная страна мира — Нидерланды, где более 40 процентов всех поездок совершается на велосипеде, а всего этого транспорта на два миллиона больше, чем жителей. При этом в стране ежегодно погибает в ДТП менее 200 велосипедистов, хотя голландцы ездят на велосипедах круглый год. 1 февраля 2016 года в России в качестве национального стандарта введён соответствующий ГОСТ, согласно которому должно осуществляться проектирование велодорожек. Согласно ГОСТу, ширина разделительной полосы между проезжей частью и велосипедной дорожкой должна быть не менее одного метра, а лучше и все два, с окаймлением бордюром или разделительным ограждением. Вот только в Москве велодорожку, построенную по рекомендациям ГОСТа, найти не удалось. Не надо изобретать велосипед По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, с велосипедистами в Москве дела обстоят совершенно безобразно. «Навязчивая идея столичного Департаментра транспорта — пересадить автомобилистов на велосипеды — является абсолютной утопией, которая не учитывает ни климатических, ни экологических факторов. При этом реализация этой идеи направлена на ущемление прав водителей, чтобы мотивировать их отказаться от автомобилей», — рассказал он «Парламентской газете». Депутат пояснил, что существующие велосипедные дорожки только сужают проезжую часть, затрудняют трафик и парковку машин. Сами велосипедисты, передвигаясь по этим дорожкам, рискуют въехать в открывшуюся дверь автомобиля или столкнуться с машиной, которая поворачивает в переулок. «На идею пересадить людей на велосипеды потрачено огромное количество денег, и при этом было создано множество дополнительных проблем», — считает Вячеслав Лысаков. По мнению члена Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Василия Власова (ЛДПР), построить в мегаполисах велодорожную сеть по ГОСТу, не потеснив автомобилистов, будет сложно, на это потребуется время. «Пока велосипедистам можно помочь, просчитав наиболее оптимальные маршруты в спальных районах и проложив дорожки там. Я уверен, что в таком случае многие автомобилисты пересядут на велосипед, я сам с удовольствием ездил бы на нём в Госдуму, если бы рядом с ней была велопарковка», — рассказал он «Парламентской газете». Депутат добавил, что собирается обратиться с предложением о постройке велопарковки у стен Госдумы к первому заместителю руководителя Аппарата Государственной Думы Сергею Поспелову, а также к руководству метрополитена, чтобы позволили провозить нескладные велосипеды хотя бы в вечернее время, чтобы у уставших после долгих велопробегов людей был альтернативный вариант вернуться домой. Руководитель Московского областного отделения «Союза пешеходов» Александр Курышкин уверен, что все должны следовать прописанным для них правилам. «При этом пешеход при несоблюдении правил может нанести вред только себе, а автомобилисты хотя бы пользуются отдельной проезжей частью. Велосипедист же может нанести серьёзный урон имуществу или здоровью граждан, разъезжая на тротуаре», — сказал он. По мнению эксперта, решение этой проблемы, как и многих других, кроется в отсутствии на дорогах сотрудников ГИБДД. «В Правилах дорожного движения всё, что нужно, прописано, штрафы есть в КоАП, ничего больше придумывать не нужно, главное — усилить контроль и начать следить за соблюдением правил. Причём не нужно сразу прибегать к максимальной мере наказания, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением и внушением, но закрывать глаза на это просто нельзя», — уверен Курышкин. Топ 5 стран с наибольшим количеством велосипедов на душу населения 5. Норвегия Население: 4 943 000 Велосипедов: 3 000 000 Велосипедисты: ~ 60,7% 4. Швеция Население: 9 418 732 Велосипедов: 6 000 000 Велосипедисты: ~ 63,7% 3. Германия Население: 81 802 000 Велосипедов: 62 000 000 Велосипедисты: ~ 75,8% 2. Дания Население: 5 560 628 Велосипедов: 4 500 000 Велосипедисты: ~ 80,1% 1. Нидерланды Население: 16 652 800 Велосипедов: 18 500 000 Велосипедисты: ~ 99,1% Как у них Население Нидерландов тратит на велосипеды около миллиарда евро ежегодно. Амстердам является одним из самых экологически чистых городов в мире. Он имеет 400 километров велосипедных дорожек, и почти 40 процентов поездок происходит в Амстердаме на велосипеде. Средняя скорость движения в Копенгагене составляет 16 километров в час для велосипедистов и 27 километров в час для легковых автомобилей. Велосипед в Дании приравнен к общественному транспорту. Его можно взять напрокат, как тележку в торговом центре, оставив в залог монету, которую можно вернуть после поездки, припарковав велосипед обратно к стойке. В Норвегии велосипедные кражи совершаются каждый день, примерно 60 000 велосипедов исчезают каждый год. Опытные воры угоняют велосипед на улице примерно за 10-20 секунд. Стоимость украденного велосипеда составляет 5-10% от розничной оригинальной стоимости велосипеда с учётом износа. Около 10 процентов украденных велосипедов экспортируется в Россию и Восточную Европу.