В областной ГИБДД рассказали об изменениях в административном регламенте
Убрали повторы Основной задачей утверждения нового административного регламента, пожалуй, было упорядочивание изменений, внесенных в "старый". По сути там прописали уже действовавшие нормы и убрали некоторые дублирующие пункты: к ним относится запрет на курение (который и так установлен ФЗ об охране здоровья граждан от табачного дыма и Типовым кодексом этики и служебного поведения госслужащих РФ), и разрешение снимать сотрудника ДПС на видеокамеру, данное гражданам России Конституцией. "Снимать сотрудника ГИБДД можно, но не провоцируйте конфликт и помните: вас тоже снимают, — обратился к автолюбителям заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Бобров. — Во всех патрульных машинах установлены видеорегистраторы, которые фиксируют все, что происходит как в салоне, так и снаружи. Есть разница между ситуациями, когда гражданин просто снимает на видеокамеру происходящее, и фактами, когда своими действиями он мешает работе. В последнем случае инспектор предупредит о том, что он совершает правонарушение, если результата не будет, то в отношении гражданина могут составить протокол по ст. 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному требованию сотрудника полиции". К слову, подобные прецеденты в Самаре уже были. Некоторые блогеры "специализируются" на провокации сотрудников ГИБДД, такие видео пользуются популярностью в интернете. Однако после того, как некоторые из провокаторов "прокатились" в полицию, а потом в суд, а с инспекторами провели дополнительные беседы, на которых объяснили, как себя вести с такими людьми, — конфликтов стало меньше. Как избежать злоупотреблений Новый регламент разрешил ГИБДД устраивать "засады" и останавливать водителей вне стационарных постов. Однако безопасность дорожного движения по-прежнему в приоритете: да, ГИБДД может выставить наряд за "рельефом местности", однако даже в этом случае патрульная машина автолюбителям должна быть видна. "За последние пять лет число машин в России выросло на 6 млн, а численность сотрудников ГИБДД, наоборот, сократилась на 15%, как и количество стационарных постов (с 297 в 2011 г. до 83 в 2017 г.), — сообщил Игорь Бобров. — Между тем, мы ежедневно фиксируем ДТП с погибшими, пострадавшими и материальным ущербом. И примерно 5-7% водителей при этом машиной управляли без полисов ОСАГО, без водительских удостоверений. Надо понимать, что в таких случаях гражданам не выплатят страховку в случае ДТП. Кроме того, многие водители стали позволять себе садиться за руль, выпив бокал вина или пива, не задумываясь о возможных последствиях. Именно для выявления таких случаев и были внесены изменения в законодательство". В ведомстве также объясняют: экипажи ДПС вовсе не предоставлены сами себе, их дислокация — не случайный выбор. Два раза в год в зависимости от аварийности ГИБДД Самарской области разрабатывает схему расстановки постов, которые выставляют в местах концентрации ДТП. Каждая патрульная машина оборудована системой "ГЛОНАСС", и если она отклонится от маршрута, сотрудникам придется объяснять, почему. Слово "засада" полицейских и вовсе обидело: ничего такого на практике не существует. Патрульные машины сложно не заметить, за прошедший год была всего пара жалоб на то, что автомобиль ГИБДД зимой водителю не было видно из-за сугроба. Такие факты тщательно проверяют: ведь по всему городу расставлены камеры, так что можно посмотреть, как было дело. Тем более, что теперь Административный регламент официально разрешает использовать ГИБДД камеры, принадлежащие государственным и муниципальным органам, та также общественным объединениям и организациям. Что касается машин для скрытого патрулирования (без полицейской цветографии), то они могут лишь фиксировать нарушение на установленные в них видеокамеры, а останавливать и задерживать автолюбителя может лишь машина, "раскрашенная" по всем правилам ГИБДД. Что нового? При проведении так называемых процессуальных действий без понятых, Административный регламент разрешил использование сотрудникам ГИБДД цифровой аппаратуры для записи видео, файлы потом прикладываются к протоколу или акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В местах установки временных дорожных знаков теперь можно вешать видеокамеры. Разрешили это из-за увеличения числа ДТП в местах дорожных работ в 2016 и 2017 годах. Установка камер теперь должна быть прописана при согласовании схемы организации дорожных работ и производиться за счет владельца дороги. В новом регламенте также прописали обязанность сотрудников ГИБДД отвезти водителя, медосвидетельствование которого не выявило запрещенных веществ в крови, на то же место, откуда его забрали, или прямо к машине. По словам Игоря Боброва, сотрудники ГИБДД так и раньше делали, но теперь это узаконили. Кроме того, водители теперь официально обязаны передавать ДПСникам свои права и документы на машину прямо в руки, различные "цепочки", которыми народ пристегивал заветные корочки, чтобы полицейские не дай бог не забрали их к себе в машину, теперь официально запрещены. "Мы встречались с конфликтными ситуациями, когда сотруднику ГИБДД передавали документы на цепочке, естественно, инспектор требовал, чтобы их передали, как предусмотрено законом, нормально в руки, водитель не соглашался, составлялись протоколы по ст. 19.3 КоАП, их опротестовывали в судах вплоть до Верховного, где в итоге и поставили точку: документы передаются сотруднику ГИБДД без обложек и удерживающих устройств, эту норму закрепили в Административном регламенте", — рассказал Игорь Бобров. Водитель также обязан выйти из машины по первому требованию сотрудника ГИБДД. В ведомстве обещают, что злоупотреблять своим правом вытаскивать зимой людей из теплой машины на мороз не будут. До сих пор жалобы на подобные факты в Самарской области были единичными. Сам себе инспектор Ну и напоследок в ГИБДД сообщили, что новый регламент окончательно отменил справки о ДТП. Их и ранее страховые компании перестали требовать, а теперь и вовсе отменили. Все необходимые сведения указываются в постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях и в протоколах. Плюс у каждого автолюбителя при страховании автогражданской ответственности выдается извещение, которое сотрудники ДПС тоже обязаны заполнять. Ведомство надеется на то, что водители вскоре, чтобы не терять времени на ожидание экипажа, будут сами оформлять ДТП с материальным ущербом, тем более что алгоритм действий в новом регламенте прописан четко. "Вы прекрасно знаете, что в настоящее время с учетом внесения изменений автолюбители не должны создавать помех для движения транспортных средств. Это сделано для того, чтобы, к примеру, на ул. Ново-Садовой в час пик водители не ждали сотрудников ГИБДД из-за пустякового ДТП с небольшим материальным ущербом, создавая тем самым затор, — рассказал Игорь Бобров. — В среднем в Самарской области происходит в сутки от 80 до 150 ДТП с материальным ущербом. До принятия пункта, позволяющего оформить европротокол без привлечения сотрудников ГИБДД, таких ДТП только в Самаре было от 100 до 250. По нашим подсчетам примерно в 60% ДТП граждане оформляют по европротоколу". Инспекция призывает не уповать на одних лишь полицейских. Главное в случае ДТП вовремя сообщить о нем в органы, сделать фото-видео места происшествия со всех сторон, завезти документы в ГАИ и — ву-а-ля — можно ехать дальше по своим делам. В спорных ситуациях, когда, скажем, оба водителя готовы собственную ногу отдать за то, что они оба ехали на "зеленый", на помощь приходят видеокамеры, которых по городу невиданное множество. Куда жаловаться Каждое действие инспектора ГИБДД может быть обжаловано. В случае разногласий с полицией можно написать обращение на сайт gibdd.ru ли позвонить по телефону доверия ГУ МВД России по Самарской области 8 (846) 278-13-40.