Аварийность на дорогах Киргизии не снижается
В республике уже больше месяца реализуется масштабный план кабинета министров по наведению порядка на дорогах, в частности сокращению количества ДТП. Меры, которые правительство обязало профильные госорганы принять для улучшения ситуации, эксперты назвали правильными. Однако погибших и раненых в результате автоаварий меньше не становится. Почему? Есть такой план План, о котором идет речь, был утвержден правительством КР в конце августа 2017-го. Он включает в себя более сотни мероприятий, реализация которых должна кардинально реформировать систему дорожной безопасности в стране. Таким образом власть ответила на требование общественности отреагировать на то, что сегодня происходит на трассах, - грубое нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения и, как результат, гибель людей в ДТП. Согласно официальной статистике, с начала 2017 года жертвами автокатастроф стали 504 человека, ранения различной степени тяжести получило около семи тысяч. На экспертном уровне уже не раз отмечалось, что для Киргизии с населением в шесть миллионов человек это слишком большие цифры. И надо что-то, наконец, делать. Кабинет министров поручил Государственной регистрационной службе (ГРС) КР автоматизировать систему обмена данными в режиме онлайн о лишении автовладельцев прав управления транспортными средствами и обеспечить общественный контроль за выдачей водительских удостоверений. Министерству здравоохранения - увеличить количество пунктов неотложной скорой помощи на автомобильных дорогах международного и государственного значения, разработать механизм доставки тел погибших с места ДТП специализированными транспортными средствами. Министерству транспорта и дорог - обустроить остановки в городах в целях сокращения заторов и обеспечения безопасности движения общественного транспорта. Больше всего задач возложено на министерство внутренних дел. Что и не удивительно, так как именно сотрудники Главного управления патрульной милиции (ГУПМ) МВД КР отвечают за обеспечение порядка на дорогах страны и именно они чаще других становятся мишенями для критики. Среди этих задач, к примеру: инициировать внесение изменений в законодательство в том, что касается скоростного режима (скорость движения в населенных пунктах сократить с 60 до 50 километров в час, в районах школ - до 30), подготовить поправки для значительного ужесточения наказания за нарушение ПДД, изготовить и разместить в СМИ социальную рекламу о безопасности дорожного движения. Выполнили на 100 процентов. Ну и что? Первый срок, к которому госорганы должны были выполнить первые поручения кабмина, - 30 сентября 2017 года (последний - 28 февраля 2018-го). И, как заверили корреспондента "РГ" в отдельных министерствах, это было сделано. Так, в Государственной регистрационной службе Киргизии заявили, что все поставленные задачи решили. "В принципе, ведомство работало по соответствующим направлениям еще до того, как их изложили в плане. Это касается автоматизации и перевода в онлайн-режим. Здесь мы опередили многие госорганы", - сказал заместитель директора департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при ГРС Усеин Касмалиев. В министерстве здравоохранения КР сообщили, что к концу сентября выполнили примерно 85 процентов поручений. "Остались требующие вливания больших финансовых средств. Например, увеличение количества подстанций скорой медицинской помощи и специализированных машин. Но этот вопрос решается", - отметила главный специалист управления организации медпомощи и лекарственной политики минздрава Гульасыл Сутуева. В МВД корреспонденту "РГ" заявили о 100-процентном выполнении поручений. Но почему же тогда ситуация на дорогах республики не улучшается? С того момента как госорганы приступили к реализации плана, в ДТП погибло больше 10 человек, в том числе и вице-премьер-министр Темир Джумакадыров, который, между прочим, и курировал утвержденную стратегию работы. - Почему? - переспрашивает автоэксперт Андрей Миклушевский. - Давайте выяснять. В МВД заявили о 100-процентном выполнении? Вот, к примеру, пункт: "Обязать госорганы проводить технический осмотр транспортных средств, находящихся на балансе ведомств, в соответствующих диагностических аккредитованных центрах". Я разговаривал со знакомыми, которые работают водителями в государственных структурах. Их никто об этом не предупреждал. Или вот еще момент: "Органам внутренних дел совместно с органами местного само-управления исключить нахождение на автомобильных дорогах и улицах лиц, занимающихся попрошайничеством и представляющих угрозу безопасности дорожного движения". И что? Как сновали попрошайки на самых оживленных перекрестках, так и снуют". По его мнению, даже самый хороший план может провалиться, если будет хромать его практическая реализация. "Собираетесь бороться с пробками в городе? Отлично! Почему бы тогда в первую очередь не заставить службы быстрее менять трубы? А то получается так, что раскопают дорогу и пропадают на две-три недели. А водители, которые по этой трассе раньше ездили, вынуждены менять маршрут. В результате многократно возрастает нагрузка на другие участки и образуются те самые пробки", - говорит Андрей Миклушевский. Сам план, как полагают эксперты, хороший. Но те чиновники из правительства, которые курируют документ, должны оценивать его исполнение не по отчетам ответственных госорганов, а прежде всего по личным наблюдениям. "Образно говоря, выходите из кабинетов, идите к людям и спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И тогда у вас сложится целостная картина", - отмечают они. Главное - правила Между тем одно из республиканских информагентств на днях провело социологический опрос. Читателей попросили ответить на вопрос: "Как сократить количество ДТП в Киргизии"? Ответ большинства (38 процентов) - "Все просто: каждый должен соблюдать правила дорожного движения". На втором и третьем местах (20 процентов) - "Штрафовать не только водителей, но и пешеходов, нарушивших ПДД", "Вернуть техосмотр и установить видеокамеры на дорогах". Тем временем Правительство предлагает ужесточить ответственность водителей легкового транспортного средства за неиспользование ремней безопасности пассажирами, обязать использовать при перевозке детей в возрасте до семи лет специальные кресла и в возрасте от семи до 12 лет - удерживающие устройства, установить возрастной ценз для первичного получения водительского удостоверения категорий "А", "А1", "B", "B1" лицами в возрасте до 18 лет, повысить лицензионные требования к качеству и эффективности обучения в автошколах. Мнение Алмазбек Эргешов, депутат парламента КР: - Сегодня данные о происшествиях на дорогах напоминают сводки с фронта. Основная часть аварий происходит на междугородных трассах. Правительство намерено реализовать проект "Умный город". Это хорошо, но нам надо усиливать законодательство, ужесточать штрафы за нарушение правил дорожного движения, особенно в отношении водителей, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Нужно лишать их прав на год и больше, словом, принимать какие-то меры.