Войти в почту

Новые ПДД. Зачем и чего ждать?

Кольца, «вафельницы», повышенные штрафы и успокоение трафика. Что нам ждать от нововведений в ПДД и над тем ли ломали головы законодатели? Все уже, наверное, знают об изменениях в Правилах дорожного движения, вступающих в силу с ноября этого года. Призваны они упростить жизнь как участникам движения, так и контролирующим органам. Однако многие не согласны с тем, что новоявленные меры будут эффективны и как всегда списывают все на желание «нажиться на несчастных автовладельцах, которым всегда достается больше остальных». На самом деле это не так, но поспорить есть с чем. Среди изменений: установление приоритета проезда перекрестков с круговым движением, введение «вафельницы», повышение штрафов за непропуск пешехода и предложения Минтранса (которые еще не ввели, но это вопрос времени) по успокоению трафика в стране. Давайте кратко рассмотрим суть каждого. Кольцо Если раньше каждый регион страны мог сам устанавливать правила проезда перекрестков с кольцевым движением, то сейчас вводится четкая формулировка: кольцо — главное всегда. Есть знак, снесли знак, забыли поставить знак — не важно: тот, кто въезжает на кольцо — уступает. Конечно, это поможет внести ясность в проезд таких перекрестков, но, кажется, главную проблему так и не решили. Дело в том, что каждый водитель сейчас совершенно по-своему толкует правила маневрирования и использования световых сигналов на кольце: кто-то включает левый поворотник, кто вообще не включает, кто-то выезжает с кольца со средней полосы, кто-то считает, что нельзя ездить по кольцу по крайней правой и т.д. Подобные разнотолки стали причиной тысяч ДТП. В нынешних ПДД кольцевой перекресток приравнен к повороту направо и подразумевается, что правила его проезда аналогичны. Однако именно этот момент и становится притчей во языцех, так как многие проводят аналогию между кольцом и обычным перекрестком. В результате в некоторых городах даже выработались негласные правила: например, мигать тем поворотником, куда намерен повернуть (обычный перекресток же!) или поворачивать налево в любой ряд (хотя на кольце не бывает поворота налево, только направо). Поэтому разработчикам необходимо было заняться описанием точного плана действий водителя на круговом перекрёстке: четко прописать запрет выезда со средней полосы, разрешение движения по крайней правой, разрешение применения левого поворотника только для перестроения и т.д. ДТП действительно стало бы меньше. «Вафельницы» Идею перекрестков с желтой сеткой наши законодатели почерпнули из Европы, где она действительно успешно себя показывает. Предварительно испытав разметку на улицах Москвы, решено распространить практику на всю страну. Если коротко, в чем ее суть: тот, кто остается в пределах желтой сетки на перекрестке после включения запрещающего сигнала, получит штраф. Правило работает только для тех, кто едет прямо и не распространяется на поворачивающих налево. Все то же самое, только удобнее: водители визуально будут стараться скорее покинуть яркую разметку, а камеры видеофиксации смогут четко выявлять нарушителей. Однако культура вождения у нас в России крайне низкая и большинство всегда старается успеть «в последний вагон», забивая автомобилями перекресток так, что затор ощущается в соседнем квартале. «Вафельница» — эффективная мера, но довольно жесткая. Придется привыкать. Кстати, такая разметка будет еще и обозначаться знаками, так что сослаться на «невидимость» разметки или то, что ее занесло снегом, уже нельзя. Пешеходы стали дороже И раньше-то непропуск пешехода бил по карману, а теперь вообще дорого: 2500 рублей за человека! Получать штрафы за пешеходов стало еще более накладно. Другое дело, что многие их просто не оплачивают и нарушают себе, пока есть возможность. Вот как раз ответственность за несвоевременную оплату штрафа надо бы ужесточить многократно, но законодатели об этом, видимо, не подумали. Что касается непосредственно повышения величины штрафа, мера правильная, хоть и недостаточная: его следует повысить до 8 — 10 тысяч рублей, или вовсе ввести прогрессивную шкалу. По данным межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» за 2016 г., по вине самих пешеходов происходит лишь 12% ДТП на пешеходных переходах. Вы никогда не совершите наезд на пешехода, если двигаетесь с небольшой скоростью, даже если тот неожиданно вылетел из кустов. В особенности, это правило касается нерегулируемых пешеходных переходов, так как многие водители попросту пренебрегают прямым требованием ПДД — снизить скорость. Вместо этого начинается обвинение пешеходов в невнимательности, наушниках в ушах, отсутствии ярких деталей одежды и т.д. Город должен развиваться так, чтобы быть удобным для пешеходов и пользователей общественного транспорта, а личные автомобили являются гостями на улицах и ответственность за любые действия у них соответствующая. Что предлагает Минтранс Собственно, для того, чтобы хоть как-то приблизить предыдущую мысль к реальности Министерство транспорта РФ разработало руководство по «успокоению дорожного движения» на 75 листах, которое они намерены рекомендовать для внедрения в регионах. В документе говорится о необходимости сужения размеров проезжей части, организации зигзагообразного или однополосного движения, установки «лежачих полицейских» и много чего еще. По мнению Минтранса, эти меры должны привести к «успокоению» скорости движения транспорта в городах и, как следствие, снизить смертность среди пешеходов. Что можно сказать: Минтранс прав. На этот раз малополезная работа по принятию регулирующих сомнительных нормативных актов уступила место политике, ориентированной на пешехода. Чиновники, наконец, вспомнили, что в городах есть люди и они живые. Постепенно приходит понимание того, что именно пешеход развивает экономику города и использует минимум ресурсов, а также факта, что пешеходная инфраструктура субсидируется гораздо меньше автомобильной, и этот дисбаланс губителен. Минтранс по сути, предлагает сделать движение автомобилей на некоторых участках очень неудобным, опять же, по примеру Европы. Если к этому добавить еще и платные парковки, то постепенно пользоваться автомобилем ежедневно станет невыгодно. Проблема в том, что в России долгие годы планомерно уничтожается первичная альтернатива автомобилю — общественный транспорт, и ограничительные меры попросту заводят людей в тупик. Поэтому для более эффективного внедрения предложенного Минтрансом руководства следует параллельно запустить второй том — на этот раз о том, как правильно управлять системой общественного транспорта. И вот тогда Россия сможет снизить зависимость от личного автомобиля, а следовательно резко сократить число ДТП. Фото: Роман Овчинников, drom.ru, kolesa.ru

Новые ПДД. Зачем и чего ждать?
© Уральский меридиан