Отделить «любителей» от «профи». Нужна ли водителям новая отметка в правах
Разделить водителей на профессионалов и любителей в четверг, 23 ноября, предложило Министерство транспорта РФ, разработавшее соответствующий законопроект. Отметка «о профессиональной компетентности», если документ одобрят, появится в водительских правах у тех, кому приходится по долгу службы сидеть за баранкой: перевозить грузы, водить общественный транспорт. Для них планируется ввести новые программы обучения в автошколах по итогам которых в их водительских удостоверениях появится отметка о профпригодности. В противном случае - административная ответственность. В Минтрансе инициативу объясняют тем, что водителям по найму, зачастую, не хватает компетенций, что может привести к опасным ситуациям на дорогах. Станут ли пассажироперевозки безопаснее, а водители – профессиональнее от нововведения? НСН узнала мнение депутатов, представителей автошкол, водительских ассоциаций. ДАВНО ПОРА «Наконец-то нас услышали и поддержали! Пора сделать наши дороги безопасными», - заявил в беседе с НСН глава «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев. Он был одним из авторов обращения к правительству о том, чтобы система подготовки водителей стала дифференцированной. «Желаешь управлять легковым автомобилем – это одни программы и одни знания. Хочешь работать в такси или возить пиццу – другие знания. Желаешь ездить на автобусе или перевозить песок на своем грузовом автомобиле - отдельная программа обучения. А если хочешь работать по найму, перевозить грузы, в том числе, заниматься международными перевозками, водить школьный автобус – это уже должен быть другой модуль», - считает Лобарев. На необходимость ужесточить требования, по его словам, указывает и печальная статистика гибели людей из-за некомпетентности водителей грузового и пассажирского автотранспорта. Так, по данным ГИБДД, количество аварий, произошедших по вине водителей грузовиков, увеличилось за первый квартал 2017 года на 9% по сравнению с прошлым годом. Аварий с автобусами за первые три месяца текущего года стало больше на 4,5 процентов. Недавняя крупная авария с участием микроавтобуса и грузовика «КамАЗ» унесла жизни 15 человек, среди пострадавших были дети. «По статистике, ежедневно около 50 человек гибнет на дороге, из них два ребенка. Необходимо сохранить человеческие жизни», - подчеркнул Лобарев. Он отметил, что практика разделения водителей на любителей и профессионалов давно и успешно применяется за рубежом. «Во всем мире так сделано – если хочешь работать по найму – пройди курсы, сдай экзамен, получи сертификат. Недавно я был на международной конференции в Архангельске, где представители Норвегии и Голландии назвали наших водителей «парковщиками». Вы, говорят, после автошкол умеете парковаться, но не умеете управлять транспортным средством», - рассказал Лобарев. Переоснащать классы под новые программы, по словам главы «Гильдии автошкол России», не понадобится, а стоимость обучения для так называемых любителей, может быть даже снижена. «Если примут решение, то стоимость может снизиться на 10-15 процентов из-за упрощения программ. А для тех, кто хочет работать по найму, кто будет переучиваться, стоимость может увеличится на 5-10 процентов», - пояснил Лобарев. СОВЕТСКИЙ ОПЫТ Не только за рубежом, но и во времена Советского союза права делились на профессиональные и любительские, да и качество обучения в автошколах было на порядок выше, напомнил зампредседателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей Волощук. «Это практиковалось в советские времена. Если человек просто отучился водить, то ему вписывалась графа – «без права на работу». Я считаю, что это правильно. Когда я в 1984 году открывал категорию "С", водительский страж инструктора автошколы должен был быть не менее 10 лет, у него должны были быть открыты все категории. Это был человек с большой практикой вождения, который может передать свои знания. То, как ездят и обучают сейчас, меня и любого другого профессионального водителя не может устраивать», - рассказал НСН Волощук Инструктор – тот же преподаватель в образовательном учреждении, считает эксперт, поэтому и требования к его профессиональным качествам и навыкам должны быть соответствующие. «Если вы отдаете ребенка в школу, то там работают профессиональные учителя. Также и здесь должно быть. Нельзя закончить курсы за месяц и стать инструктором», - убежден Волощук. СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ ЗА РУЛЕМ Шагом в пользу легализации грузовых и пассажирских перевозок назвал предложение Минтранса координатор движения «Стоп нелегал» Евгений Грэк. Водители без подготовки и стажа представляют серьезную опасность на дороге, подчеркнул он. «Проблема колоссальная. У нас за рулем масса случайных людей, плюс - куча непрофессионалов. Многие люди вообще катаются без водительских удостоверений. Только за эту неделю мы выявили в двух городах водителей такси, которые вообще не имели прав. И одного блогера, который сам признался, что пошел «бомбить», чтобы заработать себе на права», - рассказал НСН Грэк. Для водителей такси, по мнению эксперта, выдавать разрешение нужно непосредственно на человека, а не на автомобиль, как это происходит сейчас. «Только в этом случае при проверке сотрудники ГИБДД смогут на это ориентироваться. Сейчас ведь масса поддельных прав. Иностранцы продолжают кататься без водительских удостоверений. А сколько таких еще может быть?», - добавил он. НЕ ПРОСТО НОВЫЙ ЗНАЧОК В Государственной думе также поддержали инициативу Министерства транспорта. При этом первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков уточнил – смысл в изменении программ обучения, а не в специальной отметке в правах. «Вопрос в необходимости изменения программ обучения водителей, а не постановки какого-то значка в правах. От того, что мне значок поставят в права, навыки и умения не изменятся», - заявил НСН парламентарий. Лысаков убежден, что водителей-профессионалов, которые занимаются перевозкой людей или грузов, необходимо готовить отдельно от водителей общей категории. Не менее важно наладить систему переподготовки профессиональных перевозчиков, считает он. Водителям необходимо с определенной периодичностью повышать квалификацию, как в теории, так и на практике. Причем, делать это нужно на том же транспортном средстве, на котором человек работает постоянно. «Законодательство меняется, меняются Правила дорожного движения, и все это нужно периодически освежать в памяти», - считает депутат. Кроме того, Лысаков предлагает ввести лицензирование на все виды перевозок и профессиональные стандарты. «Нужен определенный инструментарий для отбора и поддержания рынка на нужном качественном уровне – национальные стандарты, лицензирование перевозок, допуск к перевозкам определенного контингента кадров и транспортных средств», - отметил парламентарий. Новые требования, по мнению Лысакова, профессиональные водители воспримут с пониманием – массового оттока людей из профессии не будет. «Если человеку нужно кормить семью, то с чего вдруг сократится число водителей? Если я езжу 10-20 лет и кроме как крутить баранку больше ничего не умею, естественно, я буду работать водителем, какие бы требования ко мне не предъявляли», - считает он. ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ В Минтрансе уже завили, что вводить бесплатные курсы для повышения квалификации не планируют. Вероятнее всего, платить за обучение придется самим водителям, считает член правления ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Сергей Семеньков. «Не верю, что государство будет заниматься повышением квалификации водительского состава. Это будет сделано за счет водителя, если он индивидуальный предприниматель, или за счет работодателя. Но, скорее всего, это будут перекладываться на плечи водителя. Даже если работодатель ему оплатит обучение, то потом будет из заработной платы это компенсировать. Потому что это приобретение непосредственно водителя, я не работодателя, у нас так принято», - поделился мнением с НСН Семеньков. Предложение Минтранса эксперт поддержал. Важно, чтобы это действительно повысило безопасность движения, качество водительского состава, а новая отметка в правах не стала источником коррупции в этой сфере, считает он. Эксперты отмечают, то сегодня профессия водителя – одна из самых востребованных. По данным ВШЭ, водители составляют 7% от всего рынка занятых, но такая тенденция продлится еще 5-7 лет. Ранее руководитель рекрутингового агентства Алёна Владимирская рассказала НСН, что в профессию придут технологии и «съедят её, прежде всего водителей грузовиков, водителей-дальнобойщиков, а потом и водителей-таксистов». Пока правительственный законопроект проходит общественное обсуждение с экспертами. Как сообщили в Минтрансе, отделить «любителей» от «профессионалов» смогут не ранее 2020 года. И лишь только тогда мы сможем на практике оценить, как отразятся новые требования на дорожной ситуации в России.