Войти в почту

Как я патрулировала улицы Астаны: от плана "Перехват" до кровавой колеи

Ежемесячно на электронные почты сотрудников редакции поступают сообщения от департамента внутренних дел Астаны. В небольшом документе собраны статистические данные по результатам оперативно-профилактических мероприятий, которые проводят полицейские. Чаще всего эти цифры не интересные, факты не значительные и потому не публикуются, за исключением тех моментов, когда полицейские все же решают "подкормить" журналистов вопиющими случаями нарушений закона. Я и мой коллега по цеху Болат Шайхинов решили стать частью экипажа дорожной полиции и вышли в патрулирование столичных автострад с еженедельным оперативно-профилактическим мероприятием "Правопорядок". Основная цель – своими глазами увидеть, так ли плохи наши водители, как "говорят" цифры в полицейских сводках. По признаниям сотрудников правопорядка, субботний вечер подходит для этого как нельзя кстати – он богат на экшн.Оператор Sputnik Казахстан Болат Шайхинов во время ночного рейда в Астане План "Обхват" Маршрут патрулирования начался с пересечения улицы Керей-Жанибек хандар и проспекта Туран. Первым нарушителем, который нам попался, был водитель легкового автомобиля. Мужчина нарушил правила маневрирования на дорогах, говоря простым языком – забыл включить поворотник. Не самое страшное нарушение, но достаточно частое, а потому государственная казна пополняется за счет забывчивых автовладельцев на пять месячных расчетных показателей (11 345 тенге) с завидной регулярностью. Буквально через час патрулирования в кабине служебного автомобиля раздались громкие трескающиеся звуки рации. Для сотрудников органов это привычные "шипения". "Два человека пытались совершить кражу и едва не избили охранника в жилом комплексе "Венский квартал". Предположительно двигаются по улице Орынбор. Государственный номер "Наташа, Катя, Лена", — сообщил дежурный с центра оперативного управления ДВД Астаны. В эти минуты все службы полиции начали работать в особом режиме согласно плану "Перехват". По ориентировке, двое злоумышленников сбежали с места инцидента на темно-фиолетовой "Тойоте" и скрылись в неизвестном направлении. В течение сорока минут преступников не удалось задержать и предыдущий план сменился на "Поиск". Все это время мы сидели в напряжении, думая о том, удастся ли поймать нарушителей. "Водитель "Ниссана", прижмитесь к обочине", — обратился по громкой связи инспектор полка дорожной-патрульной полиции местной полицейской службы Астемир Бектаев. После этого к обочине прижимались разные по цветам "Ниссаны", "Мерседесы", Тойоты", "Кии" и прочие. Нарушения правил дорожного движения разные – от грязных габаритов до обгона в неположенном месте. Чемпион-нарушитель И снова треск рации и сообщение о том, что на пересечение улиц Кудайбердыулы и Кошкарбаева произошло дорожно-транспортное происшествие. Наш экипаж выдвинулся на место ДТП. Уже по дороге нас обогнал черный "Мерседес" элитного класса. В бесснежную погоду капот и крыша автомобиля были покрыты густым серым снегом. Инспектор решил остановить и проверить документы на право вождения автомобиля. К слову, в дни проведения оперативно-профилактических мероприятий полицейские имеют право остановить любой автомобиль без видимых причин и нарушений. Из припарковавшегося к краю дороги автомобиля вышел молодой мужчина, который довольно уверенно предоставил удостоверение инспектору дорожной полиции. "Я забыл технический паспорт, сейчас его привезут. Я оставил его в "КамАЗе", — начал оправдываться 26-летний водитель "Мерседеса". Инспектор Бектаев согласился пойти навстречу и подождать, когда дополнительные документы привезут. А пока ждал, начала "пробивать" автомобиль по базе. - Вас, оказывается, лишили прав 10 октября этого года? — Да, если честно. - За что лишили? — За алкоголь на три года. - А почему у вас водительское удостоверение на руках? — Я его не отдал. Как пояснил позже полицейский, вместе с усилением законодательства по соблюдению правил дорожного движения активно начинает работать и фантазия водителей. В данном случае водитель при остановке его в алкогольном опьянении обманул полицейских, сказав, что потерял "права", чтобы после решения суда об их лишении продолжить водить. "Братан, давай решим, пожалуйста. Я вот только забрал машину со штрафстоянки. Мама приехала из Экибастуза. Неудобно получается", — продолжил нарушитель, который уже, видимо, мысленно просчитал, какие последствия его ожидают за проступок. Неловкое чувство повисло в салоне служебного автомобиля, когда не только камеры полицейских зафиксировали факт нарушения, но и наша рабочая камера стала молчаливым свидетелем. Водитель откровенно стал намекать на то, чтобы мы удалили видеоматериал. "Вы нарушили закон, нагло разъезжаете по улицам. Что вам надо?" — несколько раздраженно спросил инспектор. "Поймите меня, пожалуйста. Мама болеет, вон уже за сердце держится", — не унимался водитель, когда полицейский стал выкручивать номерные знаки с "Мерседеса". "Я чемпион Казахстана по дзюдо. Правда, уже не занимаюсь. Поймите, я флаг страны поднимал!" — в довесок заявил нарушитель. Через час словесной перепалки за руль автомобиля пересел сотрудник полиции из прибывшего на подмогу экипажа, который должен окончательно решить судьбу "чемпиона", лишенного "прав" за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Больше часа мы разбирались с этой ситуацией и ровно столько же ждали помощи. Инспектор неоднократно обращался к дежурным и запрашивал дополнительный эпипаж, но позывной "Корган-180" в центре никто не слышал или, возможно, делал вид, что не слышит. Страшно представить, что было бы, если бы за рулем "Мерседеса" оказался вооруженный преступник. Ведь жизнь полицейского могла бы оборваться, так и не дождавшись помощи коллег… Кровавая колея Красно-белая лента отделяла остановку "Спортивный комплекс "Казахстан" от проезжей части. На месте стоял автобус №4 с включенными аварийными сигналами, несколько автомобилей дорожно-патрульной полиции, а по колее от колес автобуса текла алая кровь. В голову приходили самые разные мысли, а разыгравшаяся фантазия дорисовывала картинку. Оказалось, что несколько часов назад тут произошел наезд на пешехода, который от полученных травм скончался на месте.Автобус сбил насмерть пешехода в Астане "Водитель общественного транспорта допустил наезд на пешехода, который переходил проезжую часть в неустановленном месте. В результате ДТП мужчина 1955 года рождения скончался на месте. По факту ДТП проводится досудебное расследование по статье 345 Уголовного кодекса РК. Назначены необходимые экспертизы", — привычным сухим текстом прокомментировали нам позже полицейские. В этот день на дорогах столицы полицейскими сводками зарегистрировано 23 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых три человека пострадали, один был госпитализирован и двое погибли. О том, что интересного и опасного произошло за время ночного патрулирования, смотрите в видео Sputnik Казахстан. Как охраняют порядок на улицах Астаны – ночной рейд с полицией

Как я патрулировала улицы Астаны: от плана "Перехват" до кровавой колеи
© Sputnik Казахстан