Войти в почту

В Мордовии полтора года ищут виновных в ДТП с участием брата экс-губернатора Самарской области

В Мордовии более полутора лет следователи МВД не могут найти виновных в ДТП с участием Ивана Меркушкина — брата экс-губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Весной 2016 года известный в республике бизнесмен Меркушкин за рулём внедорожника Mercedes выехал с второстепенной дороги наперерез другому водителю. В результате столкновения 32-летний юрист Максим Юрочкин, управлявший автомобилем Ford, сломал позвоночник и остался инвалидом. Как стало известно RT, следователи дважды пытались закрыть уголовное дело, но после жалоб возобновляли работу. Недавно они обратились с запросом о проведении уже пятой по счёту экспертизы. Авария с участием младшего брата бывшего губернатора Самарской области Николая Меркушкина — Ивана Меркушкина, — вызвавшая в Мордовии широкий общественный резонанс, произошла 8 апреля 2016 года в Саранске. «Я ехал в центре города по улице Осипенко — по главной дороге, — рассказывает RT пострадавший в ДТП водитель Ford 32-летний юрист Максим Юрочкин. — В районе улицы Павлика Морозова, слева, со стороны аллеи, где стоят коттеджи состоятельных людей, на Осипенко повернул внедорожник Mercedes ML. Вообще такой поворот там запрещён, но разметки в момент аварии на дороге не было — стёрлась за зиму. Двойную сплошную на участке дороге, где поворачивал Mercedes, пересекая встречку, нарисовали только спустя пару недель после ДТП. Момент столкновения: видео с регистратора По словам собеседника, водитель Mercedes занял левый условный ряд, а сам он сместился в свободную правую полосу. «Скорость не сбавлял, так как не ожидал, что водитель станет меня подрезать, сразу же начав перестраиваться в мою полосу, — вспоминает Юрочкин. — Двигался я на скорости около 75 км/ч. Когда я понял, что водитель не собирается уступать дорогу, как того требуют ПДД, и едет мне наперерез, машины сблизились уже настолько, что затормозить я не успевал». После столкновения Ford налетел колесом на бордюр — иномарка несколько раз перевернулась и ударилась о столб. Водителя и его пассажира — Ларису Томилину — из покорёженного авто доставали спасатели. Водитель элитного внедорожника в аварии не пострадал. Им оказался известный в республике 56-летний предприниматель Иван Меркушкин — младший брат экс-губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Свою вину в аварии Мекрушкин с самого начала категорически отрицал. «Кому-то ездить нужно с адекватной скоростью просто. Да, я выезжал с прилегающей. Что, там были запрещающие знаки? Нет. Да, должен был уступить дорогу. Но я его не видел! А всё из-за того, что тот летел с запредельной скоростью. Сколько? Думаю, километров 120 в час. Среди водителей есть негласное правило: увидел помеху — тормози! А он что делал? Похоже, по сторонам смотрел. Так вот, думаю, что если часть вины есть на мне, то другая — на втором водителе», — комментировал он ситуацию местному изданию «Столица С». 56-летнего Меркушкина называют одним из самых крупных и влиятельных предпринимателей республики. По данным базы «Контур.Фокус», несколько лет назад он руководил ООО «Мордовская топливная компания», которой принадлежали десятки автозаправок в республике, был учредителем «Мордовской строительной компании», а также совладельцем ОАО КБ «Мордовпромстройбанк». Сейчас, по данным базы «Контур.Фокус», Меркушкин является соучредителем московской фирмы ООО «Торговый Дом «Регион-Центр». Согласно уставным документам, предприятие занимается торговлей легковым автотранспортом. Фирма Меркушкина неоднократно выигрывала тендеры на поставки автомобилей силовым структурам. Так, по данным сайта Госзакупки, за последние два года «Торговый Дом «Регион-Центр» заключил с силовиками 55 контрактов на общую сумму 696 млн рублей. Противоречия экспертов Разобраться в том, кто виновен в ДТП, следователи из Мордовии не могут до сих пор. Ясность в обстоятельства дорожного инцидента для следователей и экспертов пока не может внести даже запись с видеорегистратора, который был в машине Юрочкина. «Хорошо, что мне удалось сохранить запись. Сразу после столкновения, ещё находясь в машине, я достал флешку из регистратора и на всякий случай забрал её с собой. Оказалось, что правильно сделал, потому что сам регистратор из машины потом пропал», — отмечает Юрочкин. В конце апреля прошлого года МВД по Мордовии возбудило уголовное дело по статье «Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью». В рамках расследования одна за одной начали проводиться экспертизы: две в Саранске, а затем ещё одна в Пензе. Основной вопрос перед экспертами ставился так: «Если бы Юрочкин ехал со скоростью 60 км/ч, успел бы Меркушкин завершить манёвр?». Эксперты давали однозначный утвердительный ответ. По двум экспертизам виноват в аварии был Юрочкин, а в третьей говорилось об обоюдной вине водителей. В итоге уголовное дело было закрыто в июле 2016 года. Опираясь на выводы экспертов, следователи МВД по Республике Мордовия не нашли состава преступления в поведении Меркушкина на дороге, впрочем, как и в действиях Юрочкина. Согласно выводам следствия, Юрочкин причинил себе травмы сам, превысив скоростной режим и вовремя не затормозив, чтобы избежать столкновения. После жалоб Юрочкина на некорректность расчётов в ситуацию вмешалась прокуратура Октябрьского района Саранска. Надзорный орган выявил ряд недочётов в материалах дела, поэтому вернул его на доследование. В августе 2016-го, после устранения претензий надзорного органа, дело вновь было закрыто. «Ситуация казалась мне совсем безысходной, — вспоминает Юрочкин.— В конце прошлого года я поехал на лечение в Москву и отнёс жалобу в приёмную президента России. Не знаю, это ли сыграло свою роль, но расследование по уголовному делу было вновь возобновлено, а следствие запросило ещё одну экспертизу, уже в Москве, в ЭКЦ МВД России». Вывод экспертов на этот раз оказался противоположным. Они установили, что Юрочкин мог двигаться с превышением скорости (83 км/ч при разрешённых 60 км/ч), но не имел технической возможности затормозить, избежав столкновения. Как отмечается в исследовании, даже если бы скорость Ford составляла 60 км/ч, водитель не успел бы остановить машину с того мгновения, как Меркушкин включил поворотник. При этом эксперты уточняют, что Меркушкин по правилам должен был уступить дорогу, а игнорирование им этого требования ПДД стало фактором, который привёл к столкновению автомобилей. В октябре 2017 года материалы дела снова были направлены в Москву. Теперь разбираться в причинах в общем-то рядового ДТП будут в ФБУ «Российский Федеральный центр судебной экспертизы» при Министерстве юстиции РФ. «В выводах проведённых экспертиз имеются существенные противоречия, в связи с чем по уголовному делу поступило требование надзирающего прокурора о проведении комиссионной автотехнической видеотехнической экспертизы…», — отмечается в постановлении, подписанном 19 октября 2017 года старшим следователем СУ МВД по Мордовии В. Жариковым. «Эта экспертиза ещё проводится, когда будет готова — мы не знаем», — рассказали RT в пресс-службе МВД Мордовии. «Такое количество экспертиз в рамках одного уголовного дела о ДТП проводится, но редко, — комментирует ситуацию RT адвокат Александр Липатников. — Любое заинтересованное лицо может обратиться к следствию и попросить провести исследование повторно. Следователь сам решает, обоснована ли просьба. Что касается текущей ситуации с расследованием аварии в Саранске, то уверен, что выводы экспертов центра при Минюсте не будут отличаться радикально от заключения экспертов ЭКЦ МВД. Это два самых крупных и уважаемых учреждения в стране — едва ли они придут к разному итогу при одинаковых вводных. Если говорить об экспертных центрах в регионах, то гипотетически там не исключена заинтересованность специалистов — были случаи, когда эксперты давали заведомо ложные заключения». Жизнь после удара В результате ДТП Юрочкин получил серьёзный перелом позвоночника. После длительной реабилитации ходить он всё равно может только на костылях, поскольку почти не чувствует стоп. «Мне присвоили первую группу инвалидности, — говорит он. — Смогу ли я когда-нибудь передвигаться без костылей — неизвестно. Сейчас здоровье, конечно, мешает работе, да и просто по улице тяжело ходить. Машину пришлось учиться водить с ручным управлением». Максим Юрочкин © aspid56/instagram Пассажирка, находившаяся в Ford и также получившая перелом позвоночника, оправилась от травм. По словам собеседника RT, он просил местные и федеральные СМИ осветить ситуацию с расследованием ДТП. «Я обращался — везде тишина. Можно понять, ведь семья Меркушкиных очень влиятельная». Юрочкин говорит, что за полтора года Меркушкин не предпринял попыток с ним связаться, чтобы предложить помощь. «Вообще никакого содействия не было, — рассказывает Юрочкин. — При этом местные СМИ писали, будто он оказывает мне помощь. Например, о том, что помогал с переводом в другую больницу». К покорёженному Ford сразу после столкновения Меркушкин, по словам очевидцев, даже не подошёл. Вместо этого он ругался на оппонента, а потом стал скручивать номера со своего Mercedes. «Мы случайно встречались на улице два раза: он приезжал мыть свой уже отремонтированный внедорожник на мойку, которая находится рядом с моим офисом, — говорит Юрочкин. — Было очевидно, что он узнал меня, но подходить не стал». Впоследствии сам Меркушкин объяснил местному изданию «Столица С», что номера стал скручивать «по старой привычке». Иван Меркушкин в беседе с RT заявил, что действительно не видит своей вины в дорожном инциденте. «Да, мне все это неприятно, я сильно переживал. Первый раз попал в такую ситуацию. Но перед богом я чист, — говорит Меркушкин. — В ДТП не виноват. Была совершенно пустая дорога, сухая. Да и места там предостаточно было, чтобы избежать столкновения. Никого не просил повлиять на расследование — пальцем не пошевелил. Единственное, о чём просил, так это об объективности. И меня самого интересует, сколько ещё нужно провести экспертиз, чтобы разобраться в том, кто виноват. Хотел бы при этом отметить, что эксперты не ответили ни на один поставленный мною вопрос».