Войти в почту

Эксперты оценили введение в регионах телемедицины в сфере осмотров водителей

МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Медицинские осмотры водителей перед рейсами посредством видеосвязи с врачом, которые могут появиться в России в ближайшие годы, будут удобны жителям отдаленных территорий и позволят вести объективную статистику состояния водителей, однако повлекут снижение безопасности движения, считают опрошенные ТАСС эксперты. Идею по проведению медосмотров водителей посредством телемедицины в начале декабря 2017 года поддержал профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству: депутаты уверены, что предлагаемые изменения помогут внедрить цифровую экономику в сфере здравоохранения, а также позволят осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья шоферов. Первый опыт дорожной телемедицины оказался позитивным, но в регионах к системе относятся настороженно. Эксперты рассказали о том, чем она лучше, а чем хуже существующей, и кто будет покупать оборудование для связи водителей и врачей. Альтернатива встрече с врачом Нововведение предполагает дистанционные осмотры водителей с помощью специального оборудования - предполагается, что водитель автобуса в отдаленном селе или дальнобойщик на трассе сможет связаться с врачом и в формате видеозвонка пройти предрейсовый медосмотр и получить путевой лист. Сейчас для этого с врачом нужно встречаться лично. Опрошенные ТАСС эксперты не высказываются однозначно против внедрения в практику предрейсового осмотра водителей телемедицины, однако отмечают, что все сводить к "цифровизации" не нужно - в пределах большой страны нестабильная связь может парализовать перевозки. "Должно быть, как минимум, несколько альтернатив (телемедицине), так как интернет есть не везде, к тому же оборудование недобросовестный водитель при желании может обмануть", - сказал ТАСС председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. Он уверен, телемедицина для медосмотров уместна для проверки водителей, работающих в пределах больших городов, где есть стабильный интернет и стационарные пункты для виртуальных предрейсовых проверок. Для дальнобойщиков же, тех, кто ездит через всю страну, это может стать проблемой из-за нестабильной связи или отсутствия денег на мобильном устройстве для интернет-соединения. "А если сервер перестанет работать? Как достать этот виртуальный путевой лист? Если на портале технический сбой - водители встанут где-то между Калининградом и Владивостоком, и перевозки остановятся?" - задался вопросом эксперт. Альтернативой, считают эксперты, могут стать проверки сотрудниками ГИБДД, создание обширной сети стационарных комплексов с телемедицинской связью на дорогах, автовокзалах и пунктах остановки водителей. Первый опыт Между тем первый опыт применения телемедицины для осмотров показывает, что стабильную связь на российских дорогах установить все-таки можно. По словам Ярослава Щебинина, председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист", готовая для внедрения система уже есть, она протестирована и способна работать. "Внедрением телемедицины мы занимаемся три года, в прошлом году провели пробег по России от Севастополя до Владивостока и обратно. И на всем протяжении дороги на федеральной трассе раскладывали оборудование и через мобильный интернет проходили медосмотры так, как это могли бы делать дальнобойщики", - рассказал собеседник агентства. Плюсов, по словам Щербинина, достаточно - это возможность для водителя пройти медосмотр в любом месте, стабильность и объективность анамнезов, полученных с помощью приборов на устройстве. Опасений, что водители будут обманывать врача, эксперт не разделяет. "С врачом можно договориться, условно говоря, дать конфетку, убедить, чтобы поставил соответствующую отметку. А тут получаются объективные данные, под видеозапись. Водитель измеряет давление, "продувается", обмануть эти приборы сложно", - сказал Щербинин. Кроме того, добавил он, появляется возможность создания базы, анализирующей состояние здоровья человека. Стрессы и переработки отражаются на показателях давления, пульса. Если по системе видно, что здоровье ухудшается, это повод направить водителя на более серьезное обследование и, возможно, выявить профессиональное заболевание на ранней стадии. Удобство и безопасность Многие эксперты в регионах относятся к телемедицине позитивно - в труднодоступных районах, где связь найти проще, чем медика, это сильно упростить жизнь водителям. По мнению главы исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Республике Дагестан Джамалудина Шигабудинова, существующая система работает неэффективно. "Люди выходят без соответствующих осмотров. Может быть, это и есть одна из причин аварийности на дорогах, особенно на общественном транспорте, маршрутных такси, междугороднем транспорте", - сказал он. С общественником согласен замминистра, начальник управления транспорта Министерства транспорта, энергетики и связи республики Якуб Худжаев. Он рассказал, что на практике приходится сталкиваться со случаями, когда штампы на бланках медосмотров ставятся на месяц вперед, а утром перед рейсом водителей фактически никто не проверяет. В Карелии и Якутии водителям приходится сталкиваться с проблемой отсутствия медиков в отдаленных районах. Поэтому осмотры с применением телемедицины подойдут для водителей северных и арктических районов, уверена Евдокия Дьячковская, председатель Ассоциации дальнобойщиков Якутии. Вице-президент Ассоциации автоперевозчиков Крыма Зиновий Лудчак указал на необходимость в телемедицине как дополнении существующей системе - преимущество в том, что она позволяет проводить осмотры сразу большого количества водителей. "Это актуальный вопрос, особенно для крупных транспортных компаний. Кроме того, это можно делать дистанционно - человек прошел медосмотр в другом городе, например, в Ростове-на-Дону, а у меня (в Симферополе - прим. ТАСС) в системе эти данные отобразились", - пояснил собеседник агентства. Материальный аспект Вместе с тем вопросы у экспертов возникают к материальной стороне нововведения. Зиновий Лудчак считает, что государство в итоге обяжет самих перевозчиков приобретать необходимое оборудование, которое достаточно дорогое. "У нас есть один перевозчик, который хочет установить такой аппарат, ищет партнеров… Но если один медосмотр в среднем по Крыму стоит 50 рублей, отбиваться он [аппарат] будет долго", - отметил Лудчак. Нововведение может прижиться в случае, если услуга окажется дешевле, чем личный осмотр, предположил директор "Межмуниципального пассажирского автотранспортного предприятия-1" Евгений Карпов из Великого Новгорода. Кое-где оборудование уже появляется - в Ульяновской области с 2018 года технологии станут доступными для районных больниц. Однако, по мнению министра здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Рашида Абдуллова, для организаций в центральных населенных пунктах, где вопросы с доступностью медицинских работников решены, проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей лучше очно. "Картинка зачастую не может передать всех особенностей поведения, окружающей среды и запахов. Поэтому считаю, что надежнее проводить очный осмотр", - уточнил он. Очный осмотр надежнее Ряд экспертов, в том числе в ГИБДД, полагают, что осмотр по старинке - очный, действительно, надежнее. Заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Панфилов заявил, что от дистанционных проверок пострадает безопасность на дорогах. "Экран телевизора или компьютера не передаст тактильных ощущений, которые может выявить доктор при физическом осмотре. На экране можно выглядеть абсолютно здоровым человеком и при этом быть в состоянии легкого алкогольного опьянения, либо с остаточными явлениями опьянения", - сказал он. Юрий Давыдов, директор компании "Перевозки 23" из Краснодарского края, тоже сомневается, что дистанционные медосмотры могут быть качественными - нет гарантии, что недобросовестные перевозчики не станут экономить на медработниках, сведя проверки к формальности. "Я не понимаю, как можно дистанционно поверить на алкоголь: дыхните в трубочку, она мне данные пришлет, что ли? Очень важно, чтобы медик оценил состояние водителя в целом, потому что он мог ночью и "подкалымить" где-то. А мы людей, а не дрова перевозим, водитель должен быть предельно внимательным, а значит - не должен быть уставшим после второй работы", - резюмировал Давыдов.