Войти в почту

Транспортное недоразумение Египта

Москва, 4 января - "Вести.Экономика" В отличие от москвичей, которых испортил квартирный вопрос, жителей Каира испортила ситуация на дорогах. В двадцатимиллионном мегаполисе ежегодно выезжает на дороги около 200 тыс. новых автомобилей. И все они передвигаются не благодаря, а вопреки соблюдению правил дорожного движения. Как выжить в транспортном хаосе, рассказывает Лейла Деккушева. Автобус высадил пассажиров посреди дороги Дорожное движение по праву можно назвать визиткой Египта и, в частности, его столицы. Каир ежедневно принимает на своих улицах сотни новых автомобилей. Правила дорожного движения в Египте есть, но их никто не соблюдает. Здесь довольно легко получить водительское удостоверение, и поэтому за рулём ездят все: и образованные, и те, кто ни дня не учился в автошколе. Поскольку достаточно в мурур (отделение полиции, выдающее водительские удостоверения) сдать теорию и вождение. Вождение сдают на спецполигоне. Здесь не надо выезжать с инструктором в город: все прекрасно понимают, чем чреват такой экзамен. Никто никогда не узнает, как ведёт себя экзаменуемый в потоке машин: умеет ли перестраиваться, соблюдает знаки, полосность или слепо движется за впереди идущим автомобилем? В результате, многие водители сродни камикадзе. Каждую секунду может подрезать автомобиль, делающий разворот с крайней правой через четыре полосы, или автобус резко затормозит, чтобы высадить пассажира прямо посреди трассы. Автобус подбирает пассажиров Общественный транспорт в Каире - отдельная история. Видов и размеров - великое множество: автобусы, микроавтобусы, такси. Стоимость варьируется от 4 до 15 рублей (1,5-5 египетских фунтов). Общественного транспорта так много, что людей, стоящих в ожидании транспорта, можно встретить только в часы пик. Удивительно, но официальные остановки преимущественно пустуют. Люди останавливают автобусы там, где удобно: в районе торговых центров, больниц и клубов: выходят на дорогу и ждут. Многие просто голосуют - и автобус останавливается, подбирает пассажира и едет дальше. Притормозить он может на второй и даже третьей полосе, просто включив аварийные огни. Официальная остановка пуста. Используется под парковочное место Когда-то давно в Каире были трамваи. Их отменили за нерентабельностью. А с прошлого года трамвайные пути реконструируют под тротуары, засаживая пальмами, цветами, укладывая по бокам тротуарную плитку. В некоторых местах их превратили в выделенные полосы под автобусы. Удобно. Есть в Каире, как в любом крупном мегаполисе, подземное метро, разбитое на три ветки с множеством станций. Примечательно то, что вагоны здесь разделены на женские и мужские. И если женщинам можно ехать в мужском вагоне (например, с мужем, сыном или братом), то мужчине в женском запрещено. Но самый удобный вид транспорта, однозначно, - такси, которое можно "поймать" на трассе, заказать по телефону или через мобильное приложение (Careem, Uber). В последние годы появилось женское такси, где водители - дамы. Оно набирает популярность. Кстати, стоимость такси в Египте доступна среднему классу. В среднем, километр в Careem обходится в 8-10 рублей, а поездка в аэропорт длительностью в 20-30 минут стоит 200-250 рублей. Вопросы на перекрёстках решаются простым "бип", что означает "берегись, я проезжаю первым". Об этом же говорит моргание фарами. В отличие от России, в Египте моргает фарами тот, кто собрался проезжать первым. Здесь я впервые увидела, как автомобили едут задним ходом по магистрали, чтобы попасть в съезд, который проворонили. Могут спокойно начать разворот на мосту, чтобы вернуться на развилку и повернуть в нужном направлении. Справедливости ради надо заметить, что дороги в Египте удобные - очень много разворотов, съездов-дублеров. Облегчает жизнь водителям и то, что встречные полосы разделены между собой газонами, тротуарами, а зачастую даже домами и мостами. Все это делает невозможным столкновение "лоб в лоб". Мотоциклисты лихо перевозят семьи из 3-5 человек. Отец семейства, как и полагается, за рулем, впереди пристраивают маленького ребенка, за водителем - жена, держащая на руках малыша, между ними - ещё один ребёнок... Помимо того, что опасно, это ещё и противозаконно. Что не останавливает местных жителей! Пожив в Египте какое-то время, начинаешь подходить ко всему философски. Это относится и к автомобилю, который воспринимается всего лишь как средство передвижения, каким бы новым и дорогим он ни был. На улицах Каира можно встретить автомобили от Porsche и Mercedes последних моделей, до почти уже раритетных Fiat и Lada. Самые распространённые - Chevrolet, Toyota, Hyundai, Mitsubishi и, пожалуй, Кia. Понятие "новая машина" здесь немного отличается от того, к чему мы привыкли. Говоря о возрасте, египтяне подразумевают только год выпуска, но никак не то, как машина выглядит. При продаже берётся во внимание ее техническое состояние, но никак не внешний вид. Здесь почти все автомобили имеют, как минимум, "шрамы". А если вы вдруг встретили новенькое авто - это всего на несколько месяцев, будьте уверены. Каждая машина однажды получает боевое крещение в виде потертости, вмятины, разбитой фары, которые никто не торопится ремонтировать, ведь здесь это - просто выброшенные на ветер деньги... Пешеходы - отдельная история. Они везде! В Каире вы никогда не встретите пешехода на обочине, в ожидании зеленого света. Зачем ждать, когда водители и так пропустят?! Народ в прямом смысле идёт напролом, причём неважно, это улочка в спальном районе, трасса с 4-6 полосами или кольцевая автодорога, где авто несутся со скоростью не ниже 80 км/ч. Здесь не перебегают дорогу в неположенном месте: ее переходят степенной походкой, гибко лавируя между автомобилями, причем везде, где удобно (исключение - кольцевая, где молодежь в буквальном смысле перебегает 6-8 полос). Машинам остаётся только притормаживать через каждый метр, чтобы пропустить очередного пешехода. Ну и, конечно, сигналить. В некоторых местах это очень сильно снижает скорость потока, почти до 10 км/ч. В Каире недавно установили новые светофоры, и они работают! Однако в часы пик работу светофоров на всех крупных перекрёстках все равно дублируют регулировщики. Они своим телом останавливают поток автомобилей, которые, несмотря на красный сигнал, продолжают идти стеной. А в дневное время с ними на пару стоят офицеры полиции с блокнотиком, которые записывают номера машин, нарушивших ПДД. Затем эти нарушения заносят в базу, а оплачиваются они раз в три года, когда водители меняют лицензию. Правительство Египта готовит реформу и новую систему штрафов за нарушения ПДД. Хочется верить, что она изменит ситуацию на дорогах к лучшему хотя бы за 3-4 года.

Транспортное недоразумение Египта
© Вести.Ru