В списке лидеров «Пробкой» считается ситуация, когда скорость автомобильного потока падает ниже 65-процентного уровня от скорости свободного передвижения по трассе. Согласно исследованию компании INRIX, воронежцы проводят в пробках в среднем 39 часов в год, или примерно 18% всего проводимого за рулём времени. Всего аналитики исследовали 1360 городов мира, среди которых 123 российских. Наш город оказался на 54-м месте в Европе и на 35-м — в России. А страна в целом по загруженности дорог заняла пятое место, пропустив вперёд только Таиланд, Индонезию, Колумбию и Венесуэлу. Неудивительно: за последние 10 лет число легковых автомобилей на российских дорогах выросло на 50%: если в 2007 году у нас насчитывалось 28 млн, то в прошлом — уже 42 млн машин. Воронеж по количеству авто — тоже в лидерах. По последним данным, в Воронеже по дорогам разъезжают 312 тысячи легковых автомобилей, и по этим показателям город занимает 12-ю позицию в России. Проблема решаема? По мнению представителей общественной организации «Город и транспорт», основная причина постоянных пробок в Воронеже — наш общественный транспорт. Небезопасные старые автобусы, систематические нарушения водителями правил дорожного движения и несовершенство городской маршрутной сети заставляют людей ежедневно садиться за руль автомобиля. Отсюда — и заторы на дорогах. Необходимо реформировать общественный транспорт: для этого, по мнению общественников, нужно выделить отдельные полосы для пассажирских автобусов, ввести безналичную оплату за проезд, отказаться от маршрутов-дублёров в пользу сети с магистральными и подвозящими маршрутами. Кроме того, акцент нужно сделать на автобусы большой вместимости и троллейбусы. Пока, правда, ни одно из этих требований, в очередной раз сформулированных общественниками в декабре, не удовлетворено. Однако в разгрузке воронежских дорог всё-таки есть кое-какие подвижки. Наконец-то на Московском проспекте — одной из самых проблемных магистралей — заработали «умные» светофоры — интеллектуальные системы, оснащённые датчиками определения положения автомобилей. По мнению специалистов, автопоток там удалось ускорить на 28%. Планируется оснастить «умными» светофорами и другие улицы — Брусилова, Димитрова, 20-летия Октября и Кольцовскую. Долгожданную реконструкцию развязки на улице 9 Января, Антонова-Овсеенко и Героев Сибиряков планируют завершить к концу года. Подготовлен и обновлённый проект по строительству развязки на Остужева. Правда, пока на развязку нет средств. Но власти планируют изыскать их в ближайшее время и приступить к строительству в конце этого года. На ремонт трасс и магистралей регион ожидает почти 9 млрд рублей, из них 1 млрд получит Воронеж, благодаря чему доля городских дорог, соответствующих нормативам, вырастет с 48,5 до 60,8%. В предварительный план работ включено 131,5 км дорог в шести районах областного центра. Ремонт затронет такие крупные магистрали, как Московский проспект, ул. Кольцовская и ул. Плехановская. Кроме того, в местах концентрации ДТП устновят 72 дорожных знака, а на ул. Острогожская обустроят две остановки пассажирского транспорта. Всё это — весомый вклад в грамотную организацию дорожного движения. Ещё одно перспективное направление — строительство метро. И хотя в ближайшие годы появления этой прекрасной альтернативы ждать не приходится, радует, что региональное правительство продумывает решение проблемы на перспективу. Город разрастается, и ожидать, что автомобилей вдруг станет меньше, не стоит.