Войти в почту

История введения правил техосмотра транспортных средств в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 февраля 2018 года вступило в силу постановление правительства РФ от 12 февраля, изменившее правила технического осмотра транспортных средств. Перечень требований расширен на 15 позиций, до 82. Документ усложняет прохождение контроля для тюнингованных машин, запрещает тонирование фар, требует корректной работы рулевого усилителя, стеклоочистилелей и стеклоомывателей, а также оснащения транспортного средства аптечкой. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории введения правил технического осмотра (ТО) транспортных средств России. Появление ТО Первый автомобиль в России появился в 1891 году - машину Panhard & Levassor привез из Франции владелец газеты "Одесский листок" Василий Навроцкий. Уже весной 1896 года в Российской империи первый автомобиль был выпущен промышленниками Евгением Яковлевым и Петром Фрезе в Петербурге. В связи с этим 23 сентября (11 сентября - по старому стилю) 1896 года Министерство путей сообщения выпустило постановление "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах". Пункт №6 постановления требовал, чтобы при каждом автомобиле имелось "надлежащее удостоверение, что экипаж исправен во всех частях и что все части механического двигателя находятся в исправном и безопасном состоянии". В Российской империи техосмотром занимались городские управы. Они же зачастую утверждали правила процедуры и ее периодичность. Обычно проверка проходила раз в год. В СССР В первые годы советской власти контроль технического состояния транспортных средств фактически отсутствовал. Так, в декрете Совета народных комиссаров от 10 июня 1920 года "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила). О номерных знаках", который представлял собой первый советский свод правил дорожного движения, содержалось только требование об оснащении автомобиля клаксоном и исправным глушителем. В 1923 году Наркомат внутренних дел разработал "Проект основных положений обязательного постановления губисполкома, касающегося порядка движения, пользования автомобилем и мотоциклом". На его основе местными властями были приняты единообразные правила, которые снова ввели периодический осмотр автомобилей. 3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Новому органу были переданы от местных властей полномочия по проведению техосмотра. Его начали выполнять два раза в год. В 1964 году был введен талон техосмотра, который водитель был обязан иметь при себе и размещать в правом нижнем углу ветрового стекла. На нем имелась лаконичная надпись: "Автомобиль технический осмотр прошел". Правила прохождения техосмотра неоднократно менялись: наиболее серьезные изменения были внесены в 1964, 1974 и 1988 годах. В частности, в 1974 году владельцы личных автомобилей получили право проходить эту процедуру на специальных станциях технического обслуживания (СТО). Согласно правилам, утвержденным в 1988 году, личные легковые автомобили и мотоциклы подлежали проверке раз в два года. При этом автобусы и грузовики для перевозки опасных грузов проходили техосмотр дважды в год, а легковые машины из автопарков - ежегодно. Стандартно проверялись исправность тормозов, светового оборудования, ремней безопасности (при наличии), токсичность выхлопов, наличие в машине исправного огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки. Не допускалось наличие ржавых деталей. В России С 1994 года обязательным стало проведение раз в два года ТО личных легковых автомобилей старше 5 лет. 31 июля 1998 года правительство приняло постановление "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ". В частности, новый порядок был принят в рамках "Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", подписанного в 1997 году в Вене 28 странами, включая РФ. Согласно новому регламенту, ежегодно требовалось проверять легковые автомобили старше 5 лет и грузовики, дважды в год - автобусы, раз в два года - машины не старше 5 лет. С 2005 года двухлетний перерыв для ТО был расширен для машин, выпущенных не более 7 лет назад. Тогда же новым автомобилям разрешили ездить без государственного ТО три года. 1 июля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот документ отменял обязательное требование наличия талона техосмотра, его больше не нужно было выставлять под переднее стекло. Вместе с тем талон стал обязателен для получения полиса Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), без которого нельзя эксплуатировать автомобиль. Нормативные сроки техобслуживания автомобилей при этом не поменялись, однако был отменен первичный техосмотр для новых машин. Также из правил техосмотра в 2011 году исчезло требование наличия в легковых автомобилях огнетушителей, аптечек и др. Поправки от 12 февраля 2018 года восстановили это требование.