Войти в почту

Вашу машину могут не впустить в город

Мы в очередной раз не изобрели ничего нового и копируем чужой опыт. Хотя опыт и разумный. На Западе, в Европе например, уже существуют так называемые экологические зоны, куда въезд автомобилям с двигателями, качество которых ниже определённых стандартов, запрещён. Есть такие зоны в Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции. Причём в Германии их целых 59, а во Франции — 30. И в обозримом будущем это количество будет только расти. В ближайшее время их введут в Чехии. В Соединённых Штатах стандарты ещё более строгие. Наши «жигули», которые в советское время экспортировались во многие страны, включая, кажется, даже Канаду, в США ввозить было запрещено. «Жигули» уже тогда не проходили по американским экологическим стандартам. Но вот настал и наш черёд. Только что вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, по которым все автомобили в стране будут разделены на несколько категорий по вредоносности их двигателей. Категории будут начинаться от Евро-0, потом последуют 1, 2, 3, 4 и 5. Машины со стандартом Евро-6 у нас только начинают появляться. Наверное, скоро и их будут учитывать. При этом категории от Евро-4 и выше, кроме законной гордости, вам ничего не сулят. А вот машинам с двигателями ниже стандарта Евро-4 будет запрещён въезд в места, которые определят местные власти. Правда, вступить-то новый порядок в силу вступил, но пока не действует. Нет ГОСТов, по которым должны устанавливать новые дорожные знаки. ГОСТы сейчас ускоренными темпами готовят, но всё равно процедура займёт некоторое время. Нововведение должно порадовать московские власти. Ежедневно в столицу из Подмосковья въезжают многие сотни тысяч автомобилей. Причём 400 тысяч из них — с двигателями ниже Евро-4. Если их перестанут пускать в Москву, какое-никакое, а облегчение будет, ибо сегодня по столице стало ездить совсем невозможно. Сколько у нас «нечистых» машин Экологический класс автомобиля проставляется в паспорте транспортного средства (ПТС) начиная с 2010-го, а в основном — с 2011 года. Таким образом, у машин старше семи-восьми лет никакого класса в документах, скорее всего, нет. По данным ГИБДД, в стране зарегистрировано 11,2 миллиона автомобилей возрастом 5-10 лет, 7,7 миллиона машин возрастом 10-15 лет и целых 14,5 миллиона авто и вовсе старше 15 лет. Если машина въехала в запрещённую зону, то будет оформлен штраф. Пока предполагается, что он будет равен 500 рублям. Почему мы говорим о возрасте машин. Дело в том, что их экологическую безопасность будут определять с видеокамер по номеру, а значит, по ПТС. В сумме по стране машин с двигателями ниже Евро-4 почти 65 процентов. В Москве, Петербурге и нескольких других крупных городах ситуация немного лучше, но это погоды не делает. К тому же видеокамеры есть не везде. Второй вариант предполагает участие инспектора. Он проверит экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины. Если машина въехала в запрещённую зону, то будет оформлен штраф. Пока предполагается, что он будет равен 500 рублям. Немного, но при фиксировании нарушения камерами он будет взиматься с каждого нарушения, заснятого каждым устройством. Было предложение увеличить штраф до 10 тысяч, но оно не прошло в Государственной Думе. В столичном ГИБДД заявили, что город готов к новому виду фотовидеофиксации нарушений. В провинции такого количества камер не понавешено. Однако там и запретных зон будет куда меньше. Вспоминаем Конституцию Идея ограничить въезд в определённые зоны автотранспорта с «грязным» выхлопом обсуждается уже более десяти лет. Планировалось даже перегородить центр Москвы шлагбаумами и на каждом проверять содержимое выхлопных газов. Выборочно, наверное, иначе стали бы скапливаться огромные пробки. Теперь решили обойтись без шлагбаумов. Это уже хорошо. Но люди всё равно протестуют. И это неудивительно, если учитывать, что почти две трети, как уже говорилось, автомобилей в стране экологически грязные. Причём речь идёт только о легковых авто. С грузовиками дело вообще швах. Противники нового порядка ссылаются на Конституцию, где зафиксированы свобода передвижения и равенство граждан перед законом вне зависимости от их материального положения. По мнению критиков, слишком много людей оказываются лишёнными права ездить свободно. Но это явный перебор. По такой логике и техосмотр — ограничение чьих-то прав. Он ведь запрещает ездить на неисправном автомобиле. И запрет грузовикам ехать через центр города — тоже ограничение прав их водителей. «На мой взгляд, это совершенно неправильная мера, — считает тем не менее президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Если автомобиль получил номера и допущен к эксплуатации, он может ездить везде. Можно закрыть для машин какие-то природоохранные зоны, но не улицы города». С этим утверждением можно поспорить. А если на улицах города уже нечем дышать? В природоохранных зонах как раз есть чем. Не обойтись, конечно, и без нюансов. А если, например, водитель «грязной» машины живёт в пределах Садового кольца в Москве? Делать для него исключение и давать особый пропуск? Без этого у нас никак нельзя.

Вашу машину могут не впустить в город
© Парламентская газета