Почему бьёт руль на скорости (большой, маленькой, при торможении): причины вибрации, устранение проблемы
Водители довольно часто жалуются, что ощущают стук в руле, но не всегда придают этому значение. Между тем, такая проблема способна привести к серьёзным последствиям как для автомобиля, так и для находящихся в нём людей. Сегодня мы расскажем о том, какие могут быть причины биения руля и к чему оно может привести. Возможные причины биения руля На большой скоростиНа маленькой скоростиПри торможенииНа неровной дороге и поворотахПоследствия вибрации Как самостоятельно устранить проблему$('.index-post .contents').toggleClass('hide-text', localStorage.getItem('hide-contents') === '1') Возможные причины биения руля Чтобы узнать, почему возникает биение руля, нужно рассмотреть эту проблему в нескольких отдельных случаях: на большой скорости — от 80 км/ч;на небольшой скорости;при торможении;при поворотах и на ухабистой дороге. Узнайте, почему слышен шум от гидроусилителя руля и как от него избавиться. На большой скорости Если при езде на большой скорости вы ощущаете вибрацию руля, то причин этому может быть несколько: Не сбалансированы колёса, нарушен развал-схождение. Если масса колёс в разных точках не выровнена, то после достижения скорости 120 км/ч срабатывает центробежная сила. Она тянет колесо, из-за чего руль начинает вибрировать. Грыжа на шинах. Во время движения она будет ударяться о дорожное покрытие и создавать биение руля. Вышел из строя ступичный подшипник. Эта деталь обеспечивает плавность вращения колёс, а вышедший из строя подшипник приводит к тому, что колесо трясёт, и водитель ощущает это через руль. Неравномерно изношенные покрышки. Такой дефект возникает из-за несбалансированности колёс и может дать о себе знать после того, как они будут сбалансированы. Неровность покрышек приводит к тому, что колёса виляют, а в руле ощущается вибрация. Деформация дисков. Механическое повреждение или заводской брак дисков может вызвать биение руля, которое на скорости около 100 км/ч передаётся на весь автомобиль. Слабо накачанные колёса. Эта причина реже даёт биение руля, но тоже может приводить к этой проблеме. Знаете ли вы? В 2010 году в Швейцарии за езду на скорости 300 км/ч нарушителю назначили штраф 1 млн долларов пропорционально его годовому доходу. На маленькой скорости Если руль вибрирует на небольшой скорости, это происходит по таким причинам: Грязь на дисках. Сильно загрязнённые диски могут через удары передавать вибрацию на руль. Снег на дисках. Налипший на дисках снег создаёт проблемы при движении, и водитель ощущает это, держась за руль. Плохо затянуты болты на колёсах. В такой ситуации они болтаются и создают вибрацию руля. Погнуты диски. Различные неровности на поверхности дисков приводят к тому, что колёса дёргаются, а руль вибрирует. Ослабло крепление двигателя в машине. Износ шаровых опор. Колесо начинает раскачиваться и создает биение руля, это хорошо слышно при разгоне. Важно! Повреждение шаровых опор может привести к тому, что колесо вылетит из машины, а само авто завалится на бок. При торможении Бывает так, что руль начинает вибрировать при нажатии на тормоз, тогда причины могут быть следующие: Повреждены или загрязнены тормозные диски. При резком торможении диски перегреваются и деформируются, впоследствии начинают вибрировать и передавать вибрацию на руль. Пришло время менять тормозные колодки. Неровности на поверхности тормозных колодок приводят к вибрации тормозной системы при нажатии на педаль тормоза, и это передаётся на руль.Износились шаровые опоры. Люфт колеса от повреждения шаровых опор слышен при торможении. Сайлент-блоки вышли из строя. Резинометаллические шарниры предназначены для того, чтобы гасить колебания, которые передаются между узлами автомобиля. При их повреждении можно ощутить, как бьёт руль. Прикипание суппорта. Различные загрязнения и отсутствие смазки могут привести к тому, что суппорт неравномерно прижимает тормозные колодки, что создаёт вибрацию на руле. Почему бьёт руль на скорости и при торможении: видео Знаете ли вы? Одну из самых известных шуток про тормоза придумали бельгийцы: если не затормозите при въезде в Бельгию, то ничего не успеете рассмотреть, так как быстро покинете её и въедете в следующую страну. На неровной дороге и поворотах Биение руля возможно на поворотах и ухабах в результате таких дефектов: Износ упорных подшипников рулевого редуктора. В этом случае при поворотах появляется стук в рулевом редукторе, который ощущается на руле. Повреждение сайлент-блоков. Подпрыгивая на кочках, авто начинает трястись. Если колебания не смягчаются, водитель ощущает биение руля. Ослабление рулевой рейки. Если руль бьёт на ухабах и одновременно ощущается вибрация, возможно, крепление рейки ослабло. Износ наконечников рулевой тяги. При этой проблеме даже небольшая выбоина способна вызвать сильную отдачу. Повреждение штрусов (шарниры равных угловых скоростей). В таком случае при повороте можно услышать, как колёса «хрустят». Выход из строя амортизаторов (стоек). Их назначение — смягчать колебания от ударов, а в неисправном состоянии с этой задачей они не справляются. Последствия вибрации Неустранённая проблема биения руля может привести к такому: постепенное увеличению силы ударов; ухудшение состояния ходовой части; нарушение работы системы управления авто; осложнения в работе системы рулевого управления; необходимость быть всё время в напряжении, усталость от поездки; возрастание вероятности аварий. Важно! Хотя проблема биения руля кажется незначительной, она может привести к тому, что автомобиль станет неуправляемым даже у водителя со стажем. Это может стать причиной аварии даже при скорости до 60 км/ч. Как самостоятельно устранить проблему Чтобы устранить вибрацию руля, необходимо сбалансировать колёса, выполнить развал-схождение. Самостоятельно это сделать не удастся, нужно ехать на СТО, поэтому сначала лучше проверить другие факторы, которые могут быть причиной биения. Самостоятельно можно сделать следующее: Проверить, не забиты ли диски на колёсах грязью или снегом, и почистить их. Осмотреть покрышки на наличие повреждений и в случае необходимости — заменить. Проверить наличие грыжи на шинах и заменить их. Проверить правильность формы дисков, устранить проблему установкой новых дисков. Проверить соответствие давления в шинах необходимому, подкачать их. Проверить, надёжно ли закреплён двигатель. Поставить авто на яму или эстакаду, осмотреть шаровые опоры, тормозную систему, ступичный подшипник, пыльники, сайлент-блоки. Заменить их при необходимости либо очистить от загрязнений. Открутив колесо, проверить состояние тормозов. Почистить и смазать суппорт. Проверить отсутствие люфта колеса — поднять машину на домкрат и попробовать раскачать колесо. Люфта не должно быть в подшипниках, сайлент-блоках, шаровых опорах. Убедиться, что нет масляных пятен под авто, оставленным на стоянке. Проверить отсутствие сопротивления при повороте рулевого колеса — насколько легко отвечает система рулевого управления. Если люфт руля превышает 10°, подтянуть рулевую рейку. Заменить наконечники рулевых тяг при износе. Некоторым помогает переустановка колёс спереди назад и наоборот. Причина биения руля на примере ВАЗ 21099i: видео Итак, если вы почувствовали, что на авто бьёт руль, для начала выясните, в каких случаях это происходит — на каких скоростях, при каких действиях. Затем определите причину проблемы. Ремонтом можно заняться самостоятельно либо обратиться в мастерскую, но пускать ситуацию на самотёк нельзя. Биение руля может быть симптомом очень серьёзного нарушения в работе автомобиля, что ставит под угрозу жизнь и здоровье тех, кто в нём ездит.