«Копы» бегут, преступность растет. Что творится в украинской полиции
Проверка украинского министерства внутренних дел напрашивалась давно. Ее настойчиво требовали народные депутаты и политики, после того как ряды полиции в мае 2016 году покинула заместитель главы МВД, реформатор украинских милиционеров-полицейских Эка Згуладзе. По слухам, упорно ходившим в кулуарах Верховной Рады и администрации президента, Украину уроженка Грузии покинула с чемоданом долларов, выделенных на реформу Нацполиции иностранными донорами. Следом за ней ушла с должности главы руководителя Национальной полиции еще одна реформатор — Хатия Деканоидзе. И, как уверяли знающие систему люди, не с пустыми руками. Только после ухода грузинских реформаторов нардепы требовали проверки ведомства. Подлил масла в огонь скандал, связанный с уголовным делом в отношении сына министра внутренних дел Арсена Авакова. Как оказалось, Аваков-младший продавал ведомству отца рюкзаки по завышенной стоимости. А после появившихся в Интернете оперативных записей СБУ из кабинета заместителя министра Сергея Чеботаря, который описывал схемы заработка в МВД, требовать ревизию средств в МВД стали с утроенной энергией. К тому же общее положение дел в ведомстве не вселяет оптимизма. Из-за низких зарплат разбегаются кадры, раскрытие преступлений пущено на самотек, патрульные полицейские разбивают служебные автомобили, а преступность и аварийность на дорогах растет. На что же были потрачены выделенные миллиарды, разобрались специалисты из Счетной палаты. Но уголовных дел по хищению госимущества может и не быть. Деньги на ветер За четыре месяца копания в МВД финансисты пришли к неутешительным выводам: на темпы реформирования Национальной полиции и эффективность ее деятельности существенно влияют такие факторы, как недостаточность финансовых ресурсов, текучесть кадров, особенно в подразделениях патрульной полиции, низкая обеспеченность полицейских средствами индивидуальной защиты, компьютерной техникой, ненадлежащее состояние автотранспорта и тому подобное. Структурные преобразования в МВД прошли в течение 2016-17 годов. После этого общая численность подразделений Нацполиции, содержащихся за счет средств госбюджета, уменьшилась на 14050 штатных единиц (с 130 287 до 128 837). Из 13 тысяч патрульных полицейских в течение 2016-2017 годов по разным причинам уволились 1944 человек — каждый седьмой. Из них 643 человека — на первом году службы. По собственному желанию уволилось 1150, по отрицательным мотивам — 300, по другим причинам — 494 полицейских. «Не лучшее положение в патрульной полиции с автотранспортом. Из 1876 автомобилей, подавляющее большинство которых получено в 2015-2016 годах (1196 автомобилей Toyota Prius), на время аудита каждая пятая машина не эксплуатировалась (313 единиц — из-за повреждений, полученных в результате ДТП,79 единиц — из-за технической неисправности). В отдельных подразделениях патрульной полиции технически неисправна была половина имеющихся автомобилей», — утверждают специалисты Счетной палаты. К примеру, в управлении патрульной полиции во Львовской области из 92 автомобилей в нерабочем состоянии и не эксплуатируется 47, в том числе 43 патрульных автомобиля. В управлении патрульной полиции в Киеве из 300 автомобилей в нерабочем состоянии — 105, из которых 95 повреждены в результате ДТП. Всего же за 2 года Нацполиция потеряла по техническим причинам 20% своего автопарка. Камикадзе за рулем «В течение 2016-2017 годов с участием патрульных автомобилей зарегистрировано 1916 ДТП, из которых 732 (38,2%) ДТП произошло по вине полицейских. Например, инспектор управления патрульной полиции в городе Краматорске на огромной скорости вылетел с дороги и врезался в опору ЛЭП. Другой инспектор из Славянска не справился с управлением автомобилем и, съехав в кювет, перевернулся. Вследствие этих ДТП стоимость ремонта поврежденных автомобилей составляла 532,8 и 793,4 тыс. грн (1065,6 и 1586,8 тыс. рублей) соответственно», — подсчитали финансисты из Счетной палаты. Такие примеры характерны для большинства управлений патрульной полиции. Одна из причин высокого уровня ДТП — недостаточный уровень вождения полицейских, поскольку у кандидатов на службу в патрульной полиции такие требования не предъявляются. Подтверждением этого являются размещенные на сайте управления патрульной полиции в Харьковской области требования к кандидатам на должность патрульного полицейского: возраст от 20 до 35 лет, наличие водительского удостоверения категории В или готовность получить его до начала обучения. Как следствие, участниками ДТП основном были полицейские, стаж вождения которых составлял от 1 до 3 лет. Полицейская машина свалилась с моста «Всего в течение 2016-2017 годов в ДТП были повреждены 951 автомобиль патрульной полиции, или каждый второй (1876 единиц). При этом отдельные автомобили попадали в ДТП по 6, 7 и 8 раз», — говорится в отчете Счетной палаты. В результате из-за слабой подготовки полицейских растет количество ДТП, что угрожает жизни простых граждан. Много денег понадобилось на восстановление разбитых машин. В течение 2016-2017 годов на это потратили около 2,6 миллиона гривен (примерно 5,4 миллиона рублей). При этом в ряде случаев восстановить машину стоило дороже, чем купить такую же новую. Из-за нехватки авто количество патрулей уменьшается, а нагрузка на патрульных растет, что приводит к текучести кадров. При этом качество выполнения задач не улучшается. Страдает и подготовка патрульных. Первый набор в Академию патрульной полиции провели в январе 2018 года, и он провалился. На 1000 мест набрали только 96 человек. По мнению Счетной палаты Украины, в 2016-2017 гг. с несоблюдением действующего законодательства израсходовано около 71 млн гривен (145 млн рублей) и неэффективно — более 9 млн грн.(19 млн рублей) из общего объема финансирования Нацполиции. Кроме того, в некоторых моментах национальная полиция Украины обошлась госбюджету куда дороже, чем могла бы — там не экономили энергоресурсы и топливо, которое тратили сверх нормы. МВД на коротком поводке Провели долгожданный аудит МВД не случайно, уверен народный депутат Украины 6-го созыва, экс-глава Украинского Национального бюро Интерпол Кирилл Куликов. В последнее время отношения между президентом Петром Порошенко и главой МВД Арсеном Аваковым резко обострились, и глава государства сделал ход конем. По идее, выводы Счетной палаты теперь должны лечь в основу уголовных дел, если за это время Аваков не договорится с окружением Порошенко. «Материалы ревизии Счетной палаты сразу после завершения передаются в генеральную прокуратуру, которая должна расследовать куда и как были потрачены выделенные из бюджета деньги. Выяснять, не было ли хищений, злоупотреблений, искать виновного и наказывать. Счетная палата обнаружила финансовые недостатки, соответственно, теперь нужно найти виновных и наказать. Если доказательств будет недостаточно для уголовного производства, тогда это может быть административное наказания — штраф. Но, судя по тому, что накопала Счетная палата, там не одно уголовное производство надо открывать», — рассказал в комментарии изданию Украина.Ру Кирилл Куликов. В то же время экс-нардеп сомневается, что генпрокуратура будет расследовать выявленные в МВД нарушения — могут договориться. «Это все политические игры. Счетная палата подконтрольна Блоку Петра Порошенко (БПП), это не секрет. К тому же, Счетная палата напрямую подчиняется парламенту, в котором большинство составляет БПП. Они получили команду проверить ведомство Арсена Авакова, ведомство политических конкурентов. И сделано это не случайно. Теперь его легко можно держать на «коротком поводке», напоминая о выявленных нарушениях в его ведомстве. А между Аваковым и Порошенко ситуация напрягается. Аваков уже в открытую выступает против президента, натравливая на него своих шавок — того же Илью Киву», — подчеркивает Кирилл Куликов. И ведь это только вершина айсберга. Счетная палата еще не проверяла, что творится в подконтрольной министру Авакову Национальной гвардии, которой выделяли куда большие суммы — на вооружение и проведение боевых операция в зоне так называемой АТО. Украинцев некому охранять Издание Украина.Ру поговорило с Сергеем Новаком — бывшим сотрудником патрульной полиции Украины, который разочаровался и покинул ведомство. Он уверяет, что сегодня в Нацполиции пытаются возложить финансовые обязательства за разбитые автомобили, сломанную технику или потерянные спецсредства на рядовых сотрудников. Хотя об этом никто никого не предупреждал, когда брали на службу. «На моих коллег МВД подает иски в суд на возмещение ущерба. Заставляют оплачивать ремонт разбитых автомобилей. У некоторых по искам суммы довольно серьезные: от полмиллиона до полутора миллионов гривен (от 1,1 до 3,2 миллиона рублей). И это с зарплаты в 8-10 тыс. гривен (19-21 тысяч рублей). Да, машин не хватает. И патрульные бегут со службы, поэтому и на вызовы полицейские приезжают с опозданием, а могут и вовсе не приехать. Но кроме этого, еще и приходится ходить в наряды по охране общественного порядка во время массовых мероприятий, охранять правительственные здания. Люди не выдерживают нагрузки, увольняются, а новые не идут», — рассказывает Сергей Новак. В такой ситуации неудивительно, что растет преступность — особенно уличная. Бороться с ней некому и некогда. В то же время для охраны власти находятся и люди, и средства. А простые украинцы, как всегда, где-то на заднем плане.