Уставший водитель заказов не получит

О том, как опасен уставший человек за рулём, говорят цифры печальной статистики: каждая десятая авария совершается по вине водителя, который не соблюдал режим отдыха. Сегодня в лидерах по «переработке» — водители такси. Их рабочий день длится от 12 до 18 часов. Очевидно, что при таком «графике» жизни пассажиров находится под угрозой. Как сделать поездки в такси безопаснее и помогут ли в этом тахографы? С этим вопросом разбирались эксперты на «круглом столе» в пресс -центре «Парламентской газеты». Тахограф не поможет Важной мерой в обеспечении режима труда и отдыха водителей стал принятый в 2016 году приказ Минтранса, к котором речь идёт об обязательной установке тахографов — своего рода автомобильных чёрных ящиков, который в автоматическом режиме запоминает и передаёт данные о скорости, пробеге и времени движения транспортного средства — на грузовых автомобилях, вес которых превышает 3,5 тонны. После введения этой меры, по данным статистики, аварийность среди большегрузов резко пошла на спад. Следующим шагом стало оборудование тахографами междугородних автобусов. «Эта мера неплохо зарекомендовала себя, — отметил генеральный директор ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Министерства транспорта Алексей Двойных. Эксперт также добавил, что пора сделать обязательным установку тахографов и на такси. Именно об этом идёт речь в поправках в Административный кодекс, предложенных Минтрансом. Документ уже внесён в Госдуму, но большинство экспертов предрекают ему непростую судьбу. Уж слишком отличается современный рынок такси от рынка автобусных и грузовых перевозок. Взять хотя бы техническую сторону вопроса. «Для такси тахограф, устаналиваемый на грузовики или автобусы, не подойдёт, — считает эксперт Ассоциации организаций в сфере развития тахографического контроля «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин. — Ведь чтобы понять, сколько за рулём таксомотора проводит водитель, нужен показатель не пробега машины, а идентификация водителя». По мнению эксперта, стоимость такого обновлённого тахографа может варьироваться от 30 тысяч до 70 тысяч рублей. Впрочем, если даже такое устройство удастся быстро разработать, оно всё равно мало что решит. «Допустим, агрегатор «заблокирует» водителя, который превысил норму нахождения за рулём. Но ведь водитель может работать с несколькими агрегаторами, значит, нужна какая-то единая база данных о всех зарегистрированных водителях»,- заметил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. С необходимостью создания единой базы данных о водителях и заказах согласна и председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова. «Рынок такси сегодня необычайно технологичен, а значит, и контроль за ним должен быть столь же технологичным», — констатировала эксперт. По её мнению, путевой лист современного такси должен представлять не бумажку с заранее проставленной отметкой о допуске водителя (ведь на деле зачастую никакого медицинского контроля водителей не проводится), а электронный файл, в котором будет видно, кто и во сколько выпустил водителя на линию, сколько он отработал, сколько получил заказов. «Если же просто заставить все компании, занимающиеся перевозками такси, установить дорогой тахограф на каждый автомобиль, то мы можем получить обратный эффект. Компания сдаст своё разрешение и уйдёт в тень», — сделала вывод Зарипова. Без поправок в закон о такси не обойтись Не считает установку тахографа панацеей от всех бед и член Комитета Госдумы по транспорту и строительству депутат от ЛДПР Александр Старовойтов. «Идея о контроле за режимом труда и отдыха водителей такси, безусловно, верная, поскольку от этого зависит безопасность на дорогах, но неправильно всё сводить к установке тахографа. Нужно прежде всего разобраться в причинах, почему водители такси вкалывают по 18 часов в день»,- подчеркнул депутат. Причина, по его мнению, в том, что рынок такси живёт сегодня в условиях жёсткого демпинга. «То есть работая в такси меньше 12 часов, просто ничего не заработаешь. И не от хорошей жизни эти люди практически живут в машинах», — отметил парламентарий. А демпинг, в свою очередь, возникает из-за огромного количества нелегалов на рынке такси. Для борьбы с ними необходимы поправки в закон о такси, который принимался ещё в 2011 году. «Это был лишь первый шаг на пути легализации извоза»,- сказал Александр Старовойтов. — Но в законе ничего нет об ответственности агрегаторов, которые отдают заказы нелегальным таксистам. А такая ответственность должна быть жёсткой. Это и должно быть главной поправкой в уже существующий закон». Необходимы изменения и в процедуру регистрации перевозчика такси. По мнению депутата, она должна быть, во-первых, всеобщей, если даже человек работает час в неделю. Во-вторых, бесплатной. В-третьих, включать в себя медосмотр водителя и техосмотр транспортного средства. Очевидно, что всё это потребует достаточно больших изменений не только в законодательстве, но и в самой системе допуска на рынок такси. Нужна большая работа, на которую, по мнению специалистов, уйдёт не менее трёх лет.

Уставший водитель заказов не получит
© Парламентская газета