Войти в почту

Техосмотр как мзда. Сможет ли отмена ТО упростить жизнь россиян

Депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает отмену технического осмотра для легковых автомобилей. Речь идет о машинах, которые не используются в коммерческих перевозках и в качестве служебного транспорта. Авторы документа уверены, что техосмотр не имеет отношения к проблемам безопасности дорожного движения и не должен распространяться на личный транспорт физических лиц. Сергей Миронов напомнил, что доля ДТП из-за технических неисправностей автомобилей по статистике не превышает 4%. Существующая процедура получения диагностических карт не влияет на эти показатели. Она «чисто формальна, все сводится к покупке символической бумажки», а владельцы машин выявлением неисправностей занимаются самостоятельно. «Это лишь механизм поборов с автомобилистов, причем с коррупционным душком», — подчеркнул Миронов. Он уверен, что альтернативой техосмотру может стать усиление ответственности за эксплуатацию неисправных транспортных средств, а вопросы безопасности можно решить, «не облагая людей данью на пустом месте». Лидер партии отметил, что организованный ею соцопрос выявил поддержку инициативы большинством россиян. По мнению опрошенных «360» экспертов, инициативу депутатов «Справедливой России» вряд ли поддержат. Скорее всего, изменятся правила прохождения техосмотра и вырастет ответственность за эксплуатацию неисправного автомобиля. Станет ли процедура дешевле и проще, пока сказать сложно. Источник фото: РИА «Новости» Техосмотр не отвечает Автоэксперт Игорь Моржаретто отчасти согласен с инициативой депутатов Госдумы. По его мнению, количество ДТП из-за неисправности автомобилей минимально, а в правилах дорожного движения написано, что в любом случае за техническое состояние отвечает водитель. И он же будет виноват, если с автомобилем что-то произошло. «Никакой техосмотр не отвечает. Отвечает водитель», — подчеркнул эксперт. «Если бы мне сказали, я бы предложил: давайте его отменим», — признался Моржаретто, добавив, что в мире отношение к техосмотру двойственное. Во многих странах он уже отменен. В частности — в большинстве штатов США и Австралии. В Германии техосмотр проводится строго. Считается, что это просто дисциплинирует водителя, и в результате он лучше следит за машиной. В этом плюс процедуры. Минус же в том, что даже если автомобиль развалится после успешного техосмотра, отвечать все равно водителю. «Техосмотр — как справка медицинская. Вам могут выдать справку, что у вас сегодня все в порядке. Но это только констатация факта, что у вас здоровье только в эту секунду хорошее. А через месяц вы можете заболеть», — сказал Моржаретто. По мнению эксперта, в России ТО останется, поскольку правительство считает его необходимым и полагает, что следует ужесточать ответственность для тех, кто его не прошел. Совсем недавно, напомнил Моржаретто, в Госдуму поступил законопроект, который эту ответственность ужесточает. «Более того, вводит уголовную ответственность для тех пунктов техосмотра, которые делают за деньги без реального осмотра», — сказал он. Поэтому ожидать поддержки авторам инициативы не стоит. Законопроект об отмене, считает Моржаретто, «как был внесен в Госдуму, так и будет вынесен». «Отмены не будет», — заключил он. Источник фото: РИА «Новости» Регулярная мзда Главный редактор сайта «За рулем.РФ» Артур Саруханов напомнил, что формально в России техосмотр заменен диагностическими картами, которые обязаны иметь автовладельцы. Сам осмотр проводится независимыми операторами и позволяет получать полис ОСАГО. Есть и реальная процедура ТО, но она не является обязательной. При этом факты технической неисправности автомобиля в качестве причины ДТП в нашей стране фиксируются. «Мы должны понимать, что автопарк у нас в стране достаточно старый. Насколько я помню цифры, средний возраст автомобилей составляет 11 лет», — подчеркнул эксперт. Подавляющее число всего автопарка России — машины, которые требуют к себе того или иного технического внимания. Поэтому отменять техосмотр нельзя. Открытым остается лишь вопрос о том, кому конкретно подчинить надзор — ГИБДД или независимым операторам, а также как проверять наличие документа. Недостаток нынешнего порядка техосмотра можно назвать только один: никто должным образом не контролирует выдачу итоговых документов. Диагностические карты, которые требуют при оформлении полиса ОСАГО страховые компании, получают зачастую просто после уплаты пошлины в полторы тысячи рублей. Никакой реальной проверки не проводится, если сам владелец того не захочет. «По сути, это некая мзда, которую вы регулярно платите», — пояснил Саруханов. Техосмотр нужен, но лишь при условии неотвратимости наказания за то, что автомобиль попал в аварию из-за технической неисправности и не были соблюдены должные требования. Нужно следить за тем, чтобы он действительно проводился. Это краеугольный камень, считает эксперт. «И, конечно, плата за оказываемые услуги должна быть вменяемая», — добавил он. С другой стороны, отмена техосмотра не вызовет особых проблем для россиян. Достаточно малое количество водителей проходят его так, как это нужно делать. «Все облегченно вздохнут и скажут: слава богу, наконец-то отменили», — сказал Саруханов. Но, по мнению эксперта, ТО в итоге останется. В лучшем случае его переподчинят другим структурам, которых будет больше и которые будут взимать меньшие деньги за свои услуги.