Войти в почту

Как взыскать ущерб с дорожников при ДТП по причине неубранных дорог?

«За неделю в нашей семье произошло две аварии, в обеих, заявляю с полной уверенностью, виноваты неубранные дороги. Гаишники выписывают водителям штрафы за несоблюдение скоростного режима (ст. 10.1 ПДД) и покрывают дорожников. Как подать на подрядчика или администрацию города в суд и взыскать ущерб?», - спрашивает читатель Анна Г. Не стоит думать, что инспектора и дорожные службы в сговоре и кто-то кого-то прикрывает. В структуре автоинспекции есть отдел дорожного надзора, он следит за состоянием улично-дорожной сети и в ежедневном режиме проводит обследование дорожного полотна на дефекты, выписывает предписания по их устранению, а после и штрафы. Подрядчик отвечает рублём, причем штраф может составлять до 200 тысяч. Но, давайте, реально оценим КПД инспекторов в городе-миллионнике, особенно после сокращения личного состава в рамках реформы МВД. Тем не менее, по статистике челябинского ГАИ только в январе 2019 года выдано 85 предписаний лицам ответственным за ремонт и содержание дорог, 4 должностных и юридических лиц оштрафованы. Деньги за причинённый ущерб Это вовсе не означает, что водители сами не могут привлечь дорожные службы к ответственности. Если ДТП случилось, и участники уверены, что авария произошла из-за плохой уборки, гололёда или сильной колейности (т.е. из-за невыполнения подрядчиком работ по очистке улиц), необходимо: 1. оставаться на месте и вызвать сотрудников ГИБДД. 2. Внимательно проследить, чтобы инспекторы вместе с протоколом о нарушении ПДД составили, так называемый, акт НДУ – «Акт выявленных недостатков в состоянии дорог»; «На схеме обозначаются повреждения автомобилей-участников ДТП, разметка, наличие знаков и проч. - уточняет сотрудник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Андрей Юрин. – А непосредственно в акте НДУ инспектор отражает состояние и недостатки проезжей части, которые видит. По правилам акт составляется в присутствии двух понятых. Если водитель считает, что какие-то значимые обстоятельства ДТП или дорожные условия не зафиксированы, он может сделать фото- и видеофиксацию и в своих объяснениях написать: «считаю, что одним из сопутствующих факторов данного ДТП была, например, колея на проезжей части». Копию акта НДУ граждане могут получить в архиве дорожно-транспортных происшествий или через судебный запрос, если решат подать иск на дорожников». «Проследите, чтобы в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения была запись, что ДТП стало следствием плохого состояния проезжей части, – п.276 «Административного регламента», - ещё раз обращает внимание правозащитник, эксперт сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» Юрий Панченко. - На схеме ДТП, кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия, должны быть указаны и их размеры. Иначе впоследствии невозможно будет установить причинно-следственную связь между состоянием дороги и ДТП. Если речь идет о таком явлении как гололед, то на схеме необходимо зафиксировать его наличие на проезжей части, а также точное время ДТП, чтобы впоследствии была возможность проверить выполнение организацией, которая отвечает за содержание дороги, нормативов по ликвидации зимней скользкости. Если помимо гололеда на дороге имела места и ледяная колея, то на схеме фиксируются и ее параметры». Попутно участникам ДТП необходимо выяснить, кто занимается обслуживанием и является владельцем этого участка дороги. Обычно эта информация есть в ГАИ, но можно также обратиться в управление дорожного хозяйства своего муниципалитета. 3. По словам Юрия Панченко, по стандарту оформления ДТП дорожные службы тоже должны участвовать в осмотре места происшествия и составить свой акт. Но если приехать вместе с ГАИ они не могут, этот акт должен быть составлен в течение суток (п.1.4 «Правил учета и анализа ДТП», утвержденных приказом Федеральной дорожной службой России №168 от 23.06.1998). 4. Далее следует обратиться в независимое бюро по оценке ущерба и получить заключение о стоимости ремонта. 5. «С документов из ГИБДД и бюро снимаются копии, к ним прикладывается досудебная претензия о возмещении ущерба, которая подается в приемную организации, отвечающей за этот участок дороги, - продолжает Юрий Панченко. - На вашей копии претензии ставится входящий номер. Если вас пригласят к руководителю, то какие бы слова он ни говорил, заостряйте внимание на письменном ответе или выплате денег. Не давайте возможности затянуть дело. По получении отрицательного ответа – в суд». В Челябинске есть прецеденты, когда автомобилисты доводят дело до суда и взыскивают с дорожников деньги. Цифры говорят о хорошем По данным ГИБДД, в январе 2019 года в Челябинске произошло 114 ДТП, 79 из них или 69,3% произошли по причине «неудовлетворительных условий улично-дорожной сети». Среди основных причин и несоблюдение скоростного режима в конкретных условиях движения. Таких аварий за месяц зарегистрировано 17 (против 4 в январе 2018). В целом сотрудники ГИБДД отмечают снижение аварийности на дорогах Челябинска. Если сравнивать январь 2019 года с аналогичным месяцем прошлого, количество аварий уменьшилось на 19,7% (количество погибших в ДТП уменьшилось на 50,0%, количество раненых в ДТП людей снизилось на 23,0%). Впервые за пять лет снижается число дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта.