Транспортный коллапс не наступил. Но и автобусы лучше не стали

Уже два месяца прошло, как в маршрутках и автобусах Кемерова стоимость проезда повысилась сразу на четыре рубля, а для пенсионеров – на шесть. Но пока заметно только моментальное таяние мелочи в кошельках, а не улучшение качества перевозок. Когда улучшится качество услуг, выясняла корреспондент « в Кузбассе».

Готовы ездить за 25

Видео дня

В середине января в Кемерове сгорела маршрутка. Пострадавших, к счастью, не было. А в конце месяца у междугороднего автобуса, который шёл из Зеленогорска в областной центр, лопнули два колеса. В салоне находились 15 пассажиров. К счастью, тогда тоже никто не пострадал. Стоящий на обочине автобус увидели сотрудники батальона . Инспекторы вызвали эвакуатор и дополнительный автобус, чтобы доставить людей в Кемерово. А 22 февраля в соцсетях появилось видео, на котором по Прокопьевску грузовик тащит автобус, у которого три колеса, а на месте четвёртого – бревно. Грязные и вонючие городские автобусы, в которых пахнет то куревом, то выхлопными газами, на пассажиров вообще производят удручающее впечатление. Кажется, что это воплощённая нищета.

О том, какой транспорт ходит в деревни, можно вообще слагать легенды. К примеру, жителям Гурьевского района порой приходится добираться из райцентра на маленьком ржавом автобусе, у которого только одна дверь, которая толком не открывается. «Часто приезжают развалюхи. Неделю назад, в пятницу, пришёл автобус, у которого сверху дверь была заварена сваркой. Слева, где заднее колесо, дыра в полу была изнутри прикрыта какой-то пластмассовой пластиной! В автобус битком набились пассажиры, даже дверь с трудом закрылась. На поворотах казалось, что вот-вот перевернёмся. Когда выходил на своей остановке, дверь не открывалась до тех пор, пока я её не дёрнул на себя. Люди говорили, что двумя днями раньше этот самый автобус ломался в дороге», - рассказал нам Владимир, житель маленькой деревушки Гурьевского района. Он искренне не понимает, почему за те же мучения, что и раньше, теперь он должен платить больше.

На качество общественного транспорта продолжают жаловаться и кемеровчане. «Езжу с остановки «КемТИПП» до «ЗКПД» по маршруту «83э». Но проблема в том, что автобус чаще всего не приходит. В итоге, чтобы добраться до работы, приходится доезжать до вокзала, оттуда пересаживаться на трамвай», - рассказывает Георгий Шилов. А Анна Дуплякова добавляет, что такая же проблема и с маршрутками. На работу девушка добирается с пр. Комсомольского в Рудничный район в основном с пересадками. «На сайте УЕЗТУ есть расписание, но оно не работает! По расписанию 82-я маршрутка должна выезжать в 7.15, а выезжает чаще всего раньше времени или вообще не приходит. Каждый день - лотерея. В итоге приходится ездить до «Радуги» с пересадками, а это дополнительные траты. При пятидневной рабочей неделе в месяц нужно потратить на проезд 880 руб. А с учётом того, что раза три в неделю вынуждена ездить с пересадкой – это ещё плюс 264 руб. Итог – 1100 руб. в месяц», - рассказывает Анна. Как отмечает девушка, на её жалобу в УЕЗТУ ответили, что на маршруте и правда нестабильная работа, которая связана с проблемами на автотранспортном предприятии. Как отмечает кемеровчанка, она согласна платить за проезд в маршрутке 25 руб., а в автобусе 23 руб., но при чётком соблюдении графика.

Где автобусы для человека?

Евгений Курапов

Как рассказал бывший начальник регионального департамента транспорта и связи (с апреля 2017 г. до декабря 2018 г.), а сегодня руководитель одного из автотранспортных предприятий Кемерова Евгений Курапов, повышение тарифа всё же имеет первые результаты. «Мы с 1 февраля подняли зарплату водителям на 15% и кондукторам на 10%. В лизинг купили два междугородных автобуса и два пазика. Ещё пять новых машин планируем приобрести в ближайшее время. Ситуация сегодня сложная, и нужно понимать, что быстро все проблемы не решить. Долги по-прежнему остаются, техника, которую нужно ремонтировать, – тоже. Но постепенно мы будем решать накопившиеся проблемы», - заверил Евгений Михайлович.

Как рассказал водитель другого автотранспортного предприятия (имя и фамилия изменены по просьбе мужчины), действительно, после поднятия стоимости проезда изменения всё-таки есть. «Хотя, опять же, что подразумевать под положительной динамикой? Новых машин как не было, так и нет. Радует только то, что начали вовремя выдавать зарплату, ведь раньше задерживали на один-два месяца. Стали ли мы больше зарабатывать? Думаю, что нет. Максимум, что мне удавалось получить, так это 42 тыс. руб. за месяц работы на обычном городском . График при этом был достаточно напряжённый: 6/1 (с пяти утра до восьми, а то и до девяти часов вечера). Более того, у водителей отобрали дополнительный отпуск (в количестве 14 дней) и доплату, положенную за работу во вредных условиях. Если бы не наш энтузиазм, то вся работа уже давно бы встала», - отметил Вадим.

Вместе с тем, по словам мужчины, сейчас в гараже собирают двигатели для автобусов, которые уже несколько лет стоят в ремонте. «Работать-то не на чем. Пробег многих машин перевалил за миллион километров», - добавляет Вадим. Он уверен, что рост тарифа был жизненно необходим, чтобы не наступил транспортный коллапс. Его коллега (имя и фамилия изменены) тоже уверен, что повышение стоимости проезда нужно, но отмечает, что без реорганизации всей транспортной системы толку от этого не будет: при объединении автотранспортных компаний появились дублирующие маршруты, а нормального расписания на них нет.

С тем, что ещё не скоро мы будем ездить на хороших автобусах, согласны и эксперты. «Когда повышали стоимость, чиновники сразу предупреждали, что четырёх рублей будет мало. Да это съестся за пару месяцев. Нужен принципиально иной подход. В большинстве регионов России бюджет только субсидирует поездки льготников и больше транспортникам денег не даёт. У нас ежегодно на поддержку муниципального транспорта выделяют миллиарды. Тогда логичный вопрос: а где деньги, если автобусы разваливаются?

Евгения Корюкова

Во-первых, нужно провести кадровую ревизию: во главе транспортной отрасли, начиная от руководителей компаний и заканчивая высокопоставленными чиновниками, должны стоять профессионалы. У нас же, к примеру, в 2017 г. бывшего руководителя департамента транспорта осудили за то, что он присвоил полмиллиона, которые предназначались для транспортников. Во-вторых, практически все регионы успешно пользуются электронными картами, контролируя пассажиропоток. У нас этому ещё толком не научились, поэтому и перемещения льготников тоже никто не контролирует», - считает председатель гильдии перевозчиков общественного транспорта Кузбасса Евгения Корюкова.