Войти в почту

Шеф, трогай: история и реальность столичного такси

22 марта отмечается Международный день такси. В столице подведены итоги развития этой отрасли за минувшее десятилетие. О плюсах и минусах современного московского такси – в материале «ВМ». Московское такси имеет длинную и славную историю, начавшуюся еще в дореволюционные времена. – Первые такси в столице появились в 1907 году, – рассказал историк и публицист Владимир Сидоров. – И через десятилетие, к Революции, в Москве уже было порядка трехсот автоизвозчиков. Но все это были «частники». Первые таксопарки с четким порядком работы были образованы уже при советской власти - в 20-е годы прошлого века. Пик популярности такси в Москве пришелся на 1960-70-е годы, и особым шиком именно столичных извозчиков считались, во-первых, их интеллигентность и способность говорить «по душам» с любым клиентом, а во-вторых, отменное знание города. Таксисты той поры могли бы работать экскурсоводами, - отметил Сидоров. В переломных девяностых годах весь шик московского такси оказался утерянным, извоз опять вернулся в частные руки, а «таксовали» в основном приезжие, плохо знавшие город. Именно тогда расхожей в народе стала фраза «а дорогу подскажешь?». В 2010 году отрасль с подачи городских властей начала меняться. Был создан единый стандарт такси, который сейчас обязателен для всех компаний, работающих на обслуживании пассажиров. Были внедрены технологические новшества - мобильные приложения, позволяющие быстро обрабатывать заявки и передавать их ближайшим к пассажиру водителям, выбирать оптимальные пути поездки. Таксистам разрешили ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. В результате время подачи машины по заявке теперь составляет всего лишь 5-10 минут, а в центре города и того меньше. Среднее время поездок на такси сократилось с 26 до 20 минут. Появилась серьезная конкуренция среди операторов извоза, что привело к снижению цен на услуги в отрасли. Это, конечно, выгодно пассажирам. Как следствие, сейчас столица переживает новый «бум такси», популярность этого вида транспорта серьезно выросла: в 2010 году такими услугами пользовались примерно 45 тысяч человек в сутки, а сейчас – порядка 900 тысяч. При этом сами таксисты не всегда разделяют энтузиазм по поводу состояния службы такси в городе. Главный повод для недовольства среди водителей – высокий процент отчислений фирмам-операторам такси. – Работать бывает накладно, бензин оплачиваю я из своих денег, – рассказал водитель такси Николай Кручко. – И еще до 40 процентов приходится организации отдавать… – Я работаю на автомобиле из парка службы такси. При оформлении ставки 50 на 50, когда половина выручки уходит компании, план выполнения за 12 часов – 7 тысяч рублей. В среднем, я закрываю норму за восемь часов, зарабатывая при этом минимум 8 тысяч. Соответственно, за вычетом приблизительно тысячи рублей на бензин, в сухом остатке водителю остается 3000 рублей за смену. – отметил водитель столичного такси Евгений Иванов. – Обслуживание машины при этом оплачивает парк, за исключением случаев, когда водитель является виновником ДТП. При аренде автомобиля с выкупом или автолизинге, сотрудникам, конечно, приходится сложнее. Однако столичные власти нашли способ и здесь «подсластить пилюлю»: в городе разработана и успешно действует система легализации частного извоза, при котором водитель может работать в одиночку, без привязки к компании-оператору. Сейчас в Москве трудятся около трех тысяч индивидуальных предпринимателей-таксистов (из общего количества в 48 тысяч).