Ещё

Каршеринг: все за и против, о которых надо знать 

Каршеринг: все за и против, о которых надо знать
Фото: КТО?ЧТО?ГДЕ?
В последние годы каршеринг набирает все большую популярность: не нужно стоять в пробке или тратить много денег на обслуживание автомобиля в случае, если он нужен вам только по выходным. Мы разобрались, какие существуют сервисы каршеринга в Москве, насколько они удобны и действительно ли с помощью машины в аренду можно экономить.
Прокат автомобилей
Принято считать, что каршеринг — явление достаточно молодое, однако компании, сдающие автомобили в аренду, появились еще около 100 лет назад. Так, в 1912 году Мартин Сикст создал первую в Европе компанию под названием Sixt Autofahrten und Selbstfahrer, занимающуюся прокатом машин. Четыре года спустя у американца Джо Сондерса из Небраски и его братьев, занимавшихся продажей недвижимости, сломалась рабочая машина. Ремонтировать ее было долго, и Сондерс одолжил у одного из коллег его автомобиль по цене 6 центов за милю. А после — задумался, скольким еще людям могла понадобится краткосрочная аренда. В 1916 году братья стали сдавать в аренду свой подержанный форд по 10 центов за милю — и по образовавшемуся ажиотажу поняли, что это золотая жила. Спустя год в их автопарке было уже 18 машин, а из небольшого семейного бизнеса выросла компания Saunders Drive-It-Yourself System с представительствами во многих американских штатах. Прошло 2 года, и в 1918-м аналогичный бизнес под названием Rent-a-Car запустил Уолтер Джейкобс. В 1923 году фирму Джейкобса купил Джон Герц, создав одну из самых крупных американских сетей автопроката. Герц же смекнул, что наиболее востребованным прокат авто будет в аэропортах, и открыл свой сервис в аэропорту Чикаго. Сейчас такая услуга есть практически во всех аэропортах мира, включая и Россию.
Первый каршеринг
Первый сервис каршеринга появился в Швейцарии в 1948 году. Компания Sefage представляла собой скорее клуб единомышленников, в котором люди, жившие в одном районе, делили между собой стоимость автомобиля. Его нужно было заранее забронировать по телефону, а потом прийти и забрать ключи из сейфа на стоянке. Проект просуществовал до 1998 года. В Европе подобные кооперативы стали появляться позже — в 1970 и 1980 годах. Например, фирма Procotip во Франции или Green Cars в Великобритании. Одной из идей первого каршеринга было не только желание снизить затраты на автомобиль, но и улучшить состояние экологии, сократив количество автомашин. А работал сервис следующим образом. Французская компания Procotip, например, распространяла номерной ключ, единый для всех автомобилей, по подписке. В каждой машине был встроенный счетчик, куда нужно было опустить жетон. Стоимость поездки рассчитывалась исходя из расстояния, а жетоны можно было купить в ближайшем табачном ларьке. Но были и злоупотребления: так, многие пользователи не возвращали автомобиль, а просто держали его у себя в гараже.
Современный каршеринг начинает появляться в Европе ближе к концу 90-х годов. От звонков и жетонов компании стали переходить к использованию смарт-карт. Например, британский сервис City Car Club уже устанавливал в 1999 году в автомобилях бортовые компьютеры и системы GPS. Пик появления крупных компаний каршеринга пришелся на нулевые, тогда появились Flexcar, EasyCar и Zipcar. Чем более технологичными становились смартфоны, тем этот сервис становился проще. Уже не требовалось никаких смарт-карт, достаточно было просто загрузить приложение на телефон, и все можно делать онлайн. Всего, по данным аналитиков из компании ЕasyCar, в период с 2006 по 2014 год количество каршеринговых автомобилей по всему миру увеличилось до 700%.
Появление каршеринга в России
В России первые сервисы каршеринга стали открываться в 2012 году. Флагманом принято считать каршеринг Anytime, запустившийся в декабре 2012 года в Москве. В составе его автопарка — машины марок A3, , , Rio, QASHQAI, , 3 Series, Audi TT: всего порядка 1500 автомобилей. Заправляла их компания самостоятельно, а стоимость в движении составляла 7 руб. /мин. В 2018 году фирму купил инвестор еще одного каршеринга — «Делимобиля». Сам «Делимобиль» открылся в столице спустя три года — в 2015 году. С этого периода аналогичные сервисы запускаются по всем крупным городам России: в Петербурге, Сочи, Краснодаре, Уфе, Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде, Ростове-на-Дону, Казани и Красноярске.
Типы каршеринга
Каршеринг подразделяется на три типа: Free-floating, Peer-to-peer и Fractional. Тип Free-floating предполагает, что вы арендуете автомобиль у компании-оператора, владеющей автопарком, на короткий срок с поминутной или часовой оплатой. Для краткосрочных поездок в черте города — очень удобно, на дальние расстояния уже будет дороговато. Формат Peer-to-peer — это когда автомобили находятся либо в частной собственности, либо в собственности компаний, занимающихся арендой и прокатом. Фактически подобная модель — это агрегатор, который соединяет на своей платформе нескольких собственников. В России по такой схеме работают сервисы Darenta, Rent A Ride и Carenty. Третий тип — Fractional — представляет собой что-то вроде кооператива автомобилистов, которые совместно покупают, а затем используют транспортное средство. В России пока подобного формата каршеринга нет. В 2017 году сооснователи CarPrice и Goldprice.ru анонсировали запуск шерингового сервиса класса люкс для аренды дорогостоящих автомобилей вроде , и . Предварительное название сервиса вполне соответствует идее — Greedy guys («Жадные парни»), однако сроки его запуска пока неизвестны.
Как это работает и чем сервисы отличаются друг от друга?
По данным официального сайта московской мэрии, в столице зарегистрировано 14 операторов. Это «Делимобиль», Car5, Anytimecar, Youdrive, BelkaCar, Rentmee, Carenda, Lifcar, Car4You, Carlion, «Карусель», TimCar, Яндекс. Драйв и Matreshcar. Стоимость аренды варьируется от 3 до 15 руб. /мин. в зависимости от выбранного оператора и класса автомобиля. Для того чтобы взять машину в аренду, нужно зарегистрироваться на сайте или в мобильном приложении оператора. Вам потребуется подписать договор, а также прикрепить фото паспорта и своего водительского удостоверения. Оператор может проверять предоставленную вами информацию в течение нескольких дней. После регистрации вы бронируете любой доступный сейчас автомобиль. Время бесплатной брони — около 20 минут, этого должно хватить, чтобы добраться до машины. Потом начинается плата за ожидание: у всех операторов по-разному, но в среднем это от 1 до 4 рублей в минуту.
Итак, вы нашли автомобиль и открыли его с помощью приложения. Внутри будут необходимые документы на машину, а также ключ от замка ожидания. Проверив машину на наличие повреждений, можно начинать поездку. После ее окончания нужно завершить аренду, это также делается с помощью приложения. Отметим, что каршеринг стоит выбирать, только если вы опытный водитель, в противном случае непривычный автомобиль может привести к аварии.
Могут ли шеринговые сервисы отказать в регистрации?
Да. Например, по причине, если вы загрузили нужные фото плохого качества или нечеткими. Тогда потребуется перефотографировать и прислать их оператору каршеринга заново. Еще одна причина — высокий КБМ (коэффициент бонус-малус). Он рассчитывается по количеству ДТП и меняется каждый год в зависимости от того, становились вы виновником аварий или же нет. Посмотреть свой КБМ можно сайте Российского союза страховщиков. В случае если у вас уже есть большое количество штрафов или лишение прав, а также непогашенная задолженность перед федеральной службой судебных приставов на сумму более 20 тысяч рублей, оператор каршеринга также может вам отказать, поскольку вы — ненадежный клиент.
Как обстоит дело с парковкой и заправкой?
Нельзя завершить аренду авто в случае, если горит лампочка низкого уровня топлива. В некоторых сервисах в бардачке машины лежат топливные карты — например, у «Делимобиля» и «Белкара». В первом случае нужно позвонить в поддержку и получить пин-код. У «Белкара» никуда звонить не нужно: все заправки, которые поддерживает каршеринг, есть в приложении, там же будут написаны пин-код и количество литров бензина.
Парковка у шеринговых автомобилей бесплатная — но важно парковаться только там, где она разрешена, иначе, помимо штрафа за неправильную парковку, вам прилетит еще и штраф от оператора. Еще дороже дело обстоит с эвакуацией автомобиля — компания возьмет с вас упущенную прибыль за то время, пока он находился на штрафстоянке.
Никогда не оставляйте машину в подземных паркингах или на подземных парковках торговых центров: там нет сигнала спутника, сервис не видит машину и завершить аренду нельзя. Так что компания может начислить штраф до 10 тысяч рублей, а поскольку банковская карта пользователя связана с аккаунтом, деньги с нее могут списать. Есть важный момент и с аэропортами: всегда надо уточнять, есть ли специальная стоянка для шеринговых авто, в противном случае счет придется оплачивать вам.
Что дешевле: каршеринг или свой автомобиль?
По подсчетам аналитиков, затраты на каршеринг примерно сопоставимы с затратами на собственный автомобиль. Как говорят аналитики сервиса ремонта и обслуживания автомобилей Alfred, в год за машину эконом-класса возрастом до трех лет владелец заплатит лишь на 4% больше, чем за аналогичный каршеринг: порядка 420 873 рублей против 403 200 рублей. В случае если автопробег за год превышает 10 тысяч километров, выгоднее иметь собственный автомобиль. Однако если в стоимость собственной машины входит ежегодное ТО, страховка, расходы на бензин, автомойку, налоги и в случае, если машина куплена в кредит — еще и выплаты по кредиту, то в случае с каршерингом вы всех этих забот лишены. К плюсам каршеринга также можно отнести экономию времени, возможность самому выбрать и протестировать различные марки автомобилей, отсутствие проблем с оплатой парковки.
Удешевить каршеринг могут специальные тарифы. Так, например, многие люди берут машину только вечером. Допустим, у сервиса BelkaCar вечерний тариф составляет 8 рублей в минуту. У ряда операторов есть утренние тарифы. В период с 6 утра и до полудня автомобиль в «Делимобиле» будет стоить всего 3 рубля в минуту. Точно не подойдет каршеринг для поездок в час пик. Время простоя платное, а зачастую бывает так, что в пробке можно простоять и час, и два, что выйдет значительно дороже, чем собственный автомобиль или такси.
Какие минусы?
В случае если вам срочно нужно куда-то поехать, рядом может не оказаться свободной машины или оператора, и тогда до автомобиля придется идти минут 10-15 пешком. Не все пользователи арендованных машин чистоплотны: внутри может быть грязно или намусорено, поэтому, кстати, перед началом поездки всегда нужно осматривать автомобиль и фотографировать все проблемы. С помощью каршеринга запрещается перевозить большие вещи или грузы, а также животных (да-да, даже котика в переноске). По идее, все машины проходят ТО и проверяются, однако если в случае со своим автомобилем можно быть наверняка уверенным в отсутствии неполадок, то кто, как и когда пользовался каршерингом — вызывает большие вопросы. Еще один важный момент — в арендованном автомобиле нельзя курить в отличие от своего собственного. Поэтому помните об этом, если хотите избежать штрафа.
Нужно ли оплачивать штрафы, полученные на шеринговом автомобиле?
Да, как и на любом другом. Чтобы избежать штрафов за нарушения предыдущих арендаторов (например, кто-то поцарапал авто и не сообщил об этом) — повторимся, всегда фотографируйте его до и после поездки и храните эти фотографии в «облаке» или отдельной папке на телефоне, чтобы в случае чего они были под рукой. Если у авто какие-то неполадки (не работают дворники или, например, поворотники) — тут же напишите об этом в техническую поддержку, не ждите завершения времени аренды. Если вы попали в ДТП на шеринговом автомобиле, то сразу звоните в  и клиентскую службу. Если авария произошла не по вашей вине — штрафовать вас не будут, в противном же случае — механизм такой же, как и при обычной автомобильной аварии. И еще одно: никогда не передавайте автомобиль, взятый через ваш аккаунт, другому человеку, будь то друг, коллега, брат или сестра. Если человек хочет прокатиться — завершите аренду и пусть он возьмет машину через свой аккаунт. Потому что иначе если вдруг произойдет авария, то вся ответственность будет на вас. Кроме того, за это у операторов предусмотрен штраф в размере до 150 тысяч рублей.
Вытащили из авто за секунду до столкновения с поездом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео